4. Этические ценности
Наслаждение как позиция и ценность в ней и признается, и принимается. Стремление человека к наслаждению определяет мотивы гедоника и иерархию его ценностей, образ жизни. Назвав добро наслаждением, гедоник осознанно строит свои цели, сообразуясь не с добром, а с наслаждением.
Польза. Это положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объектам, постижение которых дает возможность сохранять и повышать ему свой социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус.
Полезность характеризует средства, необходимые для достижения какой—то цели. Наряду с пользой утилитарное мышление включает и другие ценностные понятия, например, «успех», «эффективность». Таким образом, нечто признается полезным, если:
1) отвечает чьим—то интересам;
2) обеспечивает достижение поставленных целей;
3) способствует успешности действий;
4) способствует эффективности действий.
Как и другие практические ценности (успех, целесообразность, эффективность, преимущество и т. п.), польза является относительной ценностью в отличие от абсолютных ценностей (добро, истина, прекрасное, совершенство).
Как ценность, полезность отвечает интересам людей. Однако принятие полезности в качестве единственного критерия поступков приводит к конфликту интересов. Наиболее характерным выражением поль—зо—ориентированной деятельности человека считают предпринимательство как деятельность, которая направлена на достижение прибыли через производство товаров и предоставление различных услуг.
Справедливость – это один из принципов, который регулирует взаимоотношения между людьми по поводу распределения или перераспределения, также взаимного (в обмене, дарении), социальных ценностей.
Социальные ценности при этом понимают в самом широком смысле. Это, например, свобода, возможности, доходы, знаки уважения или престижа. Справедливыми называют тех людей, которые исполняют законы и отвечают добром на добро, а несправедливыми тех, кто творит произвол, нарушает права людей, не помнит сделанного им добра. Справедливым признается воздание каждому по его заслугам, а несправедливым – незаслуженные наказания и почести.
К Аристотелю восходит традиция деления справедливости на два вида: распределительную (или воздающую) и уравнивающую (или направительную). Первая связана с распределением имущества, почестей и других благ между членами общества. В этом случае справедливость в том, чтобы определенное количество благ было распределено пропорционально заслугам. Вторую связывают с обменом, и справедливость призвана уравнять стороны.
Милосердие является высшим моральным принципом. Но нет оснований всегда ожидать его от других. Милосердие необходимо считать долгом, а не обязанностью человека. В отношениях между людьми милосердие является только рекомендуемым требованием.
- 1. Основные понятия этики
- 2. Этика и мораль как предмет этики
- Что такое мораль (нравственность)?
- Моральное (нравственное) измерение личности
- 3. Теория гедонизма как части этики
- 4. Этические ценности
- 5. Этика софистов
- 6. Этическое учение Сократа
- 7. Этическое учение Платона
- 8. Аристотель. Понятие о науке
- 9. Этика Аристотеля
- 11. Основные положения христианской этики
- 12. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
- 13. Синтетическая этика Фомы Аквинского
- 14. Антихристианская этика Эразма Роттердамского
- 15. Скептическая этика м. Монтеня
- 16. Этика б. Спинозы
- Аксиоматический метод доказательства морали
- 17. Рациональная этика р. Декарта
- 18. Этика к. А. Гельвеция. Общее благо
- 19. Формулировка категорического императива и. Канта
- 20. Этика и. Канта
- 21. Гегель и метафизические основания этики
- 22. Этика а. Шопенгауэра
- 23. Волюнтаристская этика ф. Ницше
- 24. Этические учения в русской философии
- 25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
- 26. Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев
- 28. Этические искания в экзистенциальной философии
- 29. Свобода, как принцип человеческого существования
- 30. Аналитическая философия. Анализ морального языка
- 31. Принципы справедливости Дж. Ролза
- 32. Мораль и политика
- 33. Проблема взаимодействия политики и морали
- 34. Этика политического лидера
- 35. Новая этика
- Демократический строй и проблема формирования новой этики
- 37. Корпоративная этика
- 38. Благотворительность
- 39. Основные проблемы, возникающие при осуществлении благотворительности
- 40. Природа и общество: эволюция взаимоотношений
- 42. Проблема урбанизации и экологии в больших городах
- 43. Концепция устойчивого развития
- 44. Понятие насилия
- 47. Взгляд различных философов на проблему войны
- 48. Насилие и государство
- 49. Исторические предпосылки возникновения смертной казни
- Рассмотрим же этические аргументы против смертной казни.
- Модель Гиппократа («не навреди»)
- 54. Модели и подходы к проблеме нравственности в медицине