21. Гегель и метафизические основания этики
Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель обратился к определению роли морали в системе общественных отношений. Этические взгляды немецкого философа наиболее полно были изложены в двух его произведениях: «Феноменология духа» и «Философия права». Актуальной темой для Гегеля было различение самих понятий «мораль» и «нравственность».
Следует отметить, что в это время существовало два подхода к морали: мораль как область духа, обозначенная только лишь личностными смыслами, а также мораль как сфера социально определенного поведения. Подчеркивая оригинальность личностного и социального смысла морали, Гегель постарался объединить обе эти этические традиции. Необходимо отметить, что учение о морали Гегеля явилось результатом сложного творческого развития, в процессе которого философом постепенно преодолевалась патетика ранних работ, связанная с идеями активности, моральной самостоятельности личности.
В результате личность как бы приносилась Гегелем в жертву философии абсолютного идеализма, направленной на достижение социальной гармонии. Учение Гегеля о свободе воли предопределило исследование философом природы нравственности и морали. Считая свободу «необходимым условием и основой нравственности», Гегель обнаруживает развивающийся характер отношения свободы и необходимости.
В результате чего им была предложена концепция развития свободной воли. Воля должна пройти при этом три стадии. Это природная воля, произвол, разумная воля. Впоследствии Гегель использовал данные положения в учении об абстрактном праве, нравственности морали.
Сама постановка данной проблемы вызывает положительный отклик, как и рекомендация ставить перед собой великие цели при определении намерений. Особенно интересным является определение Гегелем понятия морального долга человека. Философ считал, что он состоит в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности».
Так, по существу, определяется сам механизм осуществления морали, ставится задача моральной необходимости. Очень много ценных идей содержится также в гегелевской диалектике добра и зла. Нравственность – это вторая (общественная) природа человека, которая возвышается над первой (личностной).
Существуют также три последовательные формы ее развития: семья, гражданское общество и государство. Процесс становления нравственности является, в принципе, подчинением личности государственным интересам, потому что «вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству».
Руководствуясь принципом историзма, Гегель выявил многие черты исторического развития нравственности, проанализировал связь морали с другими сторонами общественной жизни, таким образом, вписав понятие морали в социальный контекст.
- 1. Основные понятия этики
- 2. Этика и мораль как предмет этики
- Что такое мораль (нравственность)?
- Моральное (нравственное) измерение личности
- 3. Теория гедонизма как части этики
- 4. Этические ценности
- 5. Этика софистов
- 6. Этическое учение Сократа
- 7. Этическое учение Платона
- 8. Аристотель. Понятие о науке
- 9. Этика Аристотеля
- 11. Основные положения христианской этики
- 12. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
- 13. Синтетическая этика Фомы Аквинского
- 14. Антихристианская этика Эразма Роттердамского
- 15. Скептическая этика м. Монтеня
- 16. Этика б. Спинозы
- Аксиоматический метод доказательства морали
- 17. Рациональная этика р. Декарта
- 18. Этика к. А. Гельвеция. Общее благо
- 19. Формулировка категорического императива и. Канта
- 20. Этика и. Канта
- 21. Гегель и метафизические основания этики
- 22. Этика а. Шопенгауэра
- 23. Волюнтаристская этика ф. Ницше
- 24. Этические учения в русской философии
- 25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
- 26. Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев
- 28. Этические искания в экзистенциальной философии
- 29. Свобода, как принцип человеческого существования
- 30. Аналитическая философия. Анализ морального языка
- 31. Принципы справедливости Дж. Ролза
- 32. Мораль и политика
- 33. Проблема взаимодействия политики и морали
- 34. Этика политического лидера
- 35. Новая этика
- Демократический строй и проблема формирования новой этики
- 37. Корпоративная этика
- 38. Благотворительность
- 39. Основные проблемы, возникающие при осуществлении благотворительности
- 40. Природа и общество: эволюция взаимоотношений
- 42. Проблема урбанизации и экологии в больших городах
- 43. Концепция устойчивого развития
- 44. Понятие насилия
- 47. Взгляд различных философов на проблему войны
- 48. Насилие и государство
- 49. Исторические предпосылки возникновения смертной казни
- Рассмотрим же этические аргументы против смертной казни.
- Модель Гиппократа («не навреди»)
- 54. Модели и подходы к проблеме нравственности в медицине