7. Этическое учение Платона
Учение Платона (427–347 гг. до н. э.) считают первой попыткой систематизации этических идей, которая была осуществлена философом на объективно—идеалистической основе. Разделяя рационалистические принципы своего учителя, Платон также поставил перед собой задачу формулирования общих понятий. Так же, как и Сократ, он избирал для этого дедуктивный метод исследования.
Сократ обнаружил несоответствие между существующим и должным в мире. Он выявил противоречие между общими моральными взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так и не смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих по себе. Платон продолжил исследование данной проблемы.
Этическую концепцию Платона можно разделить на две связанные между собой части: индивидуальную этику и социальную этику. Первая является учением об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, которое Платон связывает с гармонизацией его души.
Душу философ противопоставляет телу как раз потому, что телом человек относится к низшему чувственному миру, а душой способен соприкасаться с настоящим миром – миром вечных идей. Основные стороны человеческой души тем самым являются основой его добродетелей: разумная – мудрости, аффективная – умеренности, волевая – мужества. Человеческие добродетели тем самым имеют врожденный характер, они особые ступеньки гармонизации его души и восхождения к миру вечных идей. В восхождении человека к идеальному миру находится смысл его бытия.
А средством к его возвышению является презрение телесного, власть разума над низкими страстями. Обусловливаемая этими принципами, социальная этика философа полагает наличие определенных добродетелей у каждого сословия. Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью.
Используя жесткую политическую, а также моральную иерархию в государстве, можно достичь высшей добродетели. Эта добродетель – справедливость, которая свидетельствует, по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву интересы отдельной личности.
Таким образом, в идеальном обществе Платона нет места для индивидуальности. Необходимо отметить, что совершенное государство, которое изобразил мыслитель, оказалось очень непривлекательным не столько из—за духа интеллектуального аристократизма, сколько из—за ущербности нахождения в нем представителей каждого сословия, так как предложенный Платоном «порядок» в обществе не принес бы никому счастья.
Таким образом, ключом к пониманию существа морали Платона является то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона, как и другие его идеи, осмыслил и развил его ученик, Аристотель.
- 1. Основные понятия этики
- 2. Этика и мораль как предмет этики
- Что такое мораль (нравственность)?
- Моральное (нравственное) измерение личности
- 3. Теория гедонизма как части этики
- 4. Этические ценности
- 5. Этика софистов
- 6. Этическое учение Сократа
- 7. Этическое учение Платона
- 8. Аристотель. Понятие о науке
- 9. Этика Аристотеля
- 11. Основные положения христианской этики
- 12. Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
- 13. Синтетическая этика Фомы Аквинского
- 14. Антихристианская этика Эразма Роттердамского
- 15. Скептическая этика м. Монтеня
- 16. Этика б. Спинозы
- Аксиоматический метод доказательства морали
- 17. Рациональная этика р. Декарта
- 18. Этика к. А. Гельвеция. Общее благо
- 19. Формулировка категорического императива и. Канта
- 20. Этика и. Канта
- 21. Гегель и метафизические основания этики
- 22. Этика а. Шопенгауэра
- 23. Волюнтаристская этика ф. Ницше
- 24. Этические учения в русской философии
- 25. Этика и философия всеединства. В. С. Соловьев
- 26. Проблема свободы и обоснование этических проблем. Н. А. Бердяев
- 28. Этические искания в экзистенциальной философии
- 29. Свобода, как принцип человеческого существования
- 30. Аналитическая философия. Анализ морального языка
- 31. Принципы справедливости Дж. Ролза
- 32. Мораль и политика
- 33. Проблема взаимодействия политики и морали
- 34. Этика политического лидера
- 35. Новая этика
- Демократический строй и проблема формирования новой этики
- 37. Корпоративная этика
- 38. Благотворительность
- 39. Основные проблемы, возникающие при осуществлении благотворительности
- 40. Природа и общество: эволюция взаимоотношений
- 42. Проблема урбанизации и экологии в больших городах
- 43. Концепция устойчивого развития
- 44. Понятие насилия
- 47. Взгляд различных философов на проблему войны
- 48. Насилие и государство
- 49. Исторические предпосылки возникновения смертной казни
- Рассмотрим же этические аргументы против смертной казни.
- Модель Гиппократа («не навреди»)
- 54. Модели и подходы к проблеме нравственности в медицине