15.Особенности и основные идеи античной эстетики.
АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА (от лат. antiquus — древний) складывается в VI в. до н. э. Период ее расцвета относится к V— IV вв. до н. э.
Высокий уровень развития художественной культуры, а также оживление экономических и культурных связей античных полисов с другими народами определили расцвет эстетической мысли Древней Греции, многообразие ее форм и живую связь с художественной практикой.
Ранними представителями античной эстетики являются Гераклит из Эфеса, Пифагор, Демокрит из Абдеры (V в. до н. э.). Гераклит и Демокрит развивают материалистический взгляд на эстетические понятия. Объективной основой прекрасного являются стройность, порядок, гармония частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества.
Пифагорейцы развили объективно-идеалистическую эстетическую концепцию. Для них основой прекрасного являются отвлеченные числовые отношения. Платон, как и пифагорейцы, стоит на объективноидеалистических позициях в понимании прекрасного. Для него прекрасное — это идея. Искусство есть не что иное, как подражание миру вещей, которые сами являются лишь отблеском мира идей. Творческий процесс, по Платону, носит иррациональный неуправляемый характер. И хотя искусство не дает нам познания сущности вещей (оно воспроизводит лишь их видимость), оно все же оказывает воздействие на людей. Вслед за пифагорейцами и Сократом Платон развивает идеи эстетического воспитания.
Аристотель продолжает материалистическую линию Гераклита и Демокрита. Для него прекрасное — это соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в многообразии. Искусство, по Аристотелю, является воспроизведением действительности через подражание («мимесис»). В своих произведениях Аристотель подробно анализирует виды и жанры искусства, в особенности много внимания уделяет трагедии. Он обстоятельно исследует нравственно-воспитательное значение искусства. В этом плане большой интерес представляет его теория «катарсиса» («очищения»). Аристотель формулирует стройную теорию эстетического воспитания. Эстетической системой Аристотеля завершается классический период античной эстетики. Эстетика эллинистического периода представлена эпикурейцами, скептиками, стоиками. Особо следует выделить эстетические взгляды Лукреция, который сделал попытку вслед за эпикурейцами развить некоторые материалистические положения о происхождении, сущности и воспитательной роли искусства.
В этот период во взглядах Плотина (конец III в.) на основе философского идеализма развивается иррационалистически-мистическое направление, которое позднее стало источником для религиозно-эстетических концепций феодального средневековья (Августин Блаженный и др.).
Античная эстетика классического периода оказала мощное влияние на последующее развитие эстетической мысли (Возрождение, классицизм, европейское Просвещение, эстетическая мысль России XVIII—XIX вв.).
-
Содержание
- 1. Эстетика как наука: возникновение, этапы развития, предмет, метод
- 2. Эстететическое отношение и его структура
- 3. Эстетическое сознание, его специфика и структура.
- 4. Система эстетических категорий; эстетическое и его интерпретации.
- 5. Прекрасное в истории эстетики; прекрасное в мире и искусстве.
- 6. Безобразное в истории эстетики; безобразное в мире и искусстве.
- 7. Возвышенное и трагическое в истории эстетики и искусстве.
- 8. Комическое в истории эстетики и искусстве.
- 9. Творческий процесс в его составляющие.
- 10.Стиль как категория эстетики. Концепции стиля и его проявления в искусстве.
- 11.Природа и происхождение искусства. Основные концепции.
- 12.Функции и цели искусства.
- 13.Морфология искусства. Система искусств. Основные концепции.
- 14.Философия истории искусства; Основные концепции истории искусств.
- 15.Особенности и основные идеи античной эстетики.
- 16.Особенности и основные идеи средневековой эстетики.
- 17.Особенности и основные идеи ренессансной эстетики.
- 18.Основные понятия и концепции эстетики барокко.
- 19.Основные понятия и концепции эстетики классицизма.
- 20.Эстетические учения эпохи Просвещения
- 21.Основные понятия и концепции эстетики романтизма
- 22.Классическая эстетика; ее особенности и основные темы.
- 23.Постклассическая (неклассическая) эстетика; ее особенности и основные темы
- 24.Постнеклассическая эстетика; ее особенности и основные темы.