23.Постклассическая (неклассическая) эстетика; ее особенности и основные темы
Постклассическая эстетика - экспериментально-поисковый этап в современной эстетике, детерминированной обшей ситуацией в техногенной цивилизации 2-й пол. ХХ в., достигшей к концу столетия той точки бифуркации, за которой возможен или скачок в какое-то новое качество, переход в систему новых уровней организации, или обвал в хаотическое состояние, чреватое уничтожением биосферы Земли. К середине 20 в. процесс активной и все ускоряющейся сознательно - вне сознательной «переоценки всех ценностей» под влиянием НТП, ощутимо изменившего психоментальную структуру человека западной цивилизации, достиг такого состояния, когда проявились существенные изменения в эсте-тическом объекте, эстетическом субъекте и их отношениях, т. е. стал меняться сам предмет эстетики. Среди главных причин возникновения неклассической эстетики можно также назвать отказ от классического рационализма в науке, от европоцентризма в сфере духовной культуры, кардинальные изменения в сфере концентрированного эстетического объекта искусства, наиболее чуткого сейсмографа космоантропных, цивилизационных, социокультурных процессов. После краткого взлета утонченного эстетизма внутри символизма и модерна рубежа Х!ХХХ вв. в искусстве начaлось мощное авангардномодернистское движение (см. Авангард), провозгласившее и во многом реализовавшее отказ от традиционных фундаментальных принципов искусства: миметизма, идеализации, символизации и любого выражения и даже обозначения; тео или антропоцентризма; от художественноэстетической сущности искусства вообще. Им на смену пришли или подчеркнуто механистические принципы коллака, монтажа, сборки, деконструкции, глобальной цитатности центонности, или новейшие «стратегии» энвайроментальной, постмодернистской эстетик: организации артпространств или смысловых ландшафтов, культурных лабиринтов, гаптических пространств, аудиовизуальных энергетических полей, виртуальных реальностей и т. п. Дегуманизация искусства, подмеченная еще X. Ортега-и-Гассетом, приобрела глобальные масштабы, как и абсолютизация творческого жеста, или, скорее, любого произвола, личности, возведенной художественной стихией или артолигархией в ранг художника. Многие современные артпрактики практически отказывают своим «объектам» в их эстетической сущности. Искусства перестают быть «изящными искусствами», т. е. носителями эстетического. Если мастераутилитаристы современного дизайна, художественного конструирования, архитектуры, организации среды обитания, опираясь на достижения техники и технологии, а также на принципы ясности, функциональности, рациональности, реализуют аполлоновский (согласно ницшеанской дефиниции) принцип художественного творчества, то многие направления неутилитарного искусства авангарда, модернизма, постмодернизма движутся по путям пробуждения и актуализации дионисийской стихии, высвобождаемой всем ходом техногенной цивилизации, приведшей человечество на грань глобальной катастрофы. Здесь активизируются мощные хтонические и витальные начала. При этом иррациональное, бессознательное, абсурдное нередко бушуют в алхимическом тигле строгой концептуальности. В образовавшейся артстихии господствуют вырвавшаяся изпод контроля утилитаризма вещь сама по себе и сама в себе со своими вещными (визуальными, слуховыми, гаптическими) энергиями и тело, которое «дает место такому существованию, сущность которого заключается в том, чтобы не иметь никакой сущности», во всеоружии сенсорики. В этом бурлящем потоке современного артпроцесса некая глубинная художественноантихудожественная провиденциальная активность ощущение принципиально иного этапа цивилизационного развития и активная работа на него сочетается с полной растерянностью художественноэстетического сознания перед ним.
Наряду с сущностными изменениями в сфере искусства к концу ХХ в. изменилась и общая научная картина мира. В частности, под влиянием экологии и активно ассимилируемых Западом традиционных восточных представлений окружающая человека природа осмысливается как целостная саморазвивающаяся система и даже как живое существо, органическим членом которого является и человек. Отсюда существенно меняется система неутилитарных отношений объекта и субъекта на основе снятия их традиционной оппозиционности; фактически именно эта система приобретает приоритетное и качественно новое значение перед утилитарными отношениями. Все это привело к пересмотру или значительной корректировке многих положений классической эстетики. Прежде всего в эстетике после Т. Адорно снова активизируется имплицитный уровень. Сами эстетики занимаются существенным пересмотром оснований эстетики и поисками новых парадигм и принципов аутентичного эстетического дискурса, опираясь на другие современные гуманитарные и даже естественные науки, на нетрадиционные для западного мышления духовные практики, на эстетический опыт традиционных цивилизаций древности. В качестве своеобразной пропедевтики неклассической эстетики ХХ в. легитимируется категория эстетического, которая включает в свое поле не только традиционные эстетические категории и понятия, но и многие оппозиционные им (или даже антиэстетические с точки зрения классической эстетики) явления и категории (абсурдное, заумное, жестокость, шок, насилие, садизм, мазохизм, деструктивность, энтропия, хаос, телесность, вещность, лабиринт, энвайронмент, ландшафт, стратегия, ризома, фристайл, симулякр и т. п.). Новым смыслом наполняются понятия эстетического наслаждения («тексты удовольствия» и "тексты наслаждения», по Р. Барту), иронизма (пронизывающего не только постмодернистскую культуру, но и науку), композиции (теоретически подготовленные метод «нарезки» У. Берроуза, лабиринта У. Эко, стохастические принципы создания музыки К.Х. Штокхаузена и т. п.). Неклассическая эстетика, использующая язык синергетики, это своего рода "нелинейная среда», потенциальное поле бесконечных возможностей, в котором вызревает некое интеллектуальнодуховное корневище новой гуманитарной науки будущего. Стирание границ между объектом и субъектом, между реальностью и текстом, между означаемым и означающим, диффузия реального и виртуального (в компьютеризированном мире), объективного и субъективного стимулируют постоянный поиск аутентичных стратегий и дискурсов эстетического исследования, что и составляет на сегодня главную задачу неклассической эстетики.
- 1. Эстетика как наука: возникновение, этапы развития, предмет, метод
- 2. Эстететическое отношение и его структура
- 3. Эстетическое сознание, его специфика и структура.
- 4. Система эстетических категорий; эстетическое и его интерпретации.
- 5. Прекрасное в истории эстетики; прекрасное в мире и искусстве.
- 6. Безобразное в истории эстетики; безобразное в мире и искусстве.
- 7. Возвышенное и трагическое в истории эстетики и искусстве.
- 8. Комическое в истории эстетики и искусстве.
- 9. Творческий процесс в его составляющие.
- 10.Стиль как категория эстетики. Концепции стиля и его проявления в искусстве.
- 11.Природа и происхождение искусства. Основные концепции.
- 12.Функции и цели искусства.
- 13.Морфология искусства. Система искусств. Основные концепции.
- 14.Философия истории искусства; Основные концепции истории искусств.
- 15.Особенности и основные идеи античной эстетики.
- 16.Особенности и основные идеи средневековой эстетики.
- 17.Особенности и основные идеи ренессансной эстетики.
- 18.Основные понятия и концепции эстетики барокко.
- 19.Основные понятия и концепции эстетики классицизма.
- 20.Эстетические учения эпохи Просвещения
- 21.Основные понятия и концепции эстетики романтизма
- 22.Классическая эстетика; ее особенности и основные темы.
- 23.Постклассическая (неклассическая) эстетика; ее особенности и основные темы
- 24.Постнеклассическая эстетика; ее особенности и основные темы.