4. Система эстетических категорий; эстетическое и его интерпретации.
КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ — основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания.
Эстетическая теория, как и всякая научная теория, имеет определенную систему категорий. Эта система может быть не упорядочена, но набор категорий, которыми пользуется та или иная теория, выступает в определенной взаимосвязи, что и придает ему системность. Как правило, в центре системы категорий эстетики стоит главная универсальная категория, вокруг которой концентрируются все остальные. Так, в эстетических теориях Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, Чернышевского в центре стоит категория прекрасного, у Канта — эстетическое суждение, в эстетических теориях эпохи Возрождения — эстетический идеал.
В истории эстетики сущность категорий эстетики интерпретировалась с идеалистических и материалистических позиций. Для Платона и средневековых эстетиков прекрасное выступает носителем идеальной, духовно-мистической сущности, для Гегеля это идея в чувственной форме, а для Аристотеля и Чернышевского — прекрасное есть категория, отражающая свойства объективного материального мира. К середине XVIII в. центральной становится категория эстетического. Ее можно определить как род совершенства в материальной действительности (природа, человек) и социальнодуховной жизни. В категории эстетического отражены наиболее общие свойства всех эстетических предметов и явлений, которые, в свою очередь, специфически отражаются в других категориях эстетики. В эстетическом, как реальном феномене, в процессе духовно-практической деятельности человека реализованы как объективно-материальные состояния мира, так и свойства субъекта социальной жизни.
Между категориями существует определенная субординация. Так, например, прекрасное и возвышенное — категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое — категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни. Таким образом, наиболее общие категории (прекрасное, возвышенное) подчиняют себе менее общие (трагическое, комическое). Вместе с тем существует и взаимодействие, координация между этими категориями: возвышенно прекрасное, возвышенно трагическое, трагикомическое. Прекрасное воплощается в эстетическом идеале и искусстве, а через него воздействует на эстетический вкус и чувство. Т. е. категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
Но каждая категория имеет определенную содержательную устойчивость. И хотя всякое понятие огрубляет действительность, не вмещая всего ее богатства, оно, однако, отражает наиболее существенные признаки эстетического явления. Следует отметить, что категории эстетики раскрывают не только гармонические, т е. позитивные, эстетические свойства, но и негативные, дисгармонические, отраженные в категориях безобразного, низменного, показывая тем самым противоречия реальной действительности.
В то же время в категориях эстетики (наряду с отражением сущности эстетических явлений) присутствует момент оценки, т. е. выражается отношение человека к эстетическому, определяется его ценность в духовно-практической жизни общества и отдельного человека.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ всеобъемлющее понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Сюда относятся: объективно-эстетическое в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; эстетическая деятельность, или творчество по «законам красоты»; субъективно-эстетическое, или эстетическое сознание (эстетические чувства, восприятия, потребности, оценки, идеалы и т. д.). В понятие эстетическое входит, естественно, и художественная культура.
Эстетическое составляет важнейший элемент человеческой культуры. Генезис, историческое развитие, структура, общественные функции эстетического составляют предмет эстетики как науки, хотя термин «эстетика» введен в научный оборот лишь в XVIII в. Само понятие эстетическое встречается уже у народов Древнего Востока. Правда, оно чаще всего выступало как синоним прекрасного, Поэтому, скажем, в античном культуре и философии функционирует термин «прекрасное» и в широком, и в узком смысле, т. е. и как наиболее общая эстетическая категория, и как прекрасное в собственном смысле слова, в отличие от других эстетических понятий: например, трагического и комического, которые относятся к жанровым характеристикам литературы и искусства. Что касается возвышенного, то и термин и понятие относятся к поздней античности.
Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и ряд других более узких понятий как раз находят свое обобщенное выражение в эстетическом, однако сравнительно долгое время этот момент не осознавался. Эстетические свойства предметов и явлений природы, согласно одной точке зрения, образуются в ходе общественно-исторической практики, на основе познания и использования материальных качеств этих предметов и явлений и места их в конкретной системе общественных отношений. Т. о., эстетические свойства в природе ставятся в зависимость от общества, возникают как следствие действия социальных факторов. С этой точки зрения изменение эстетических свойств предмета и явлений объясняется не трансформацией естественных качеств этих предметов, а следствием «включения» их в новую систему общественных связей и отношений и изменения в силу этого их общественного содержания. В таком подходе игнорируется объективная основа прекрасного в природе. Представители этой точки зрения получили название «общественников». Против этой концепции выступили «природники», которые отстаивали мысль о том, что эстетическое имеет свою объективную основу в материальны свойствах и закономерностях предметов и явлений действительности, в их структуре и существенных связях. Правда, природные явления и предметы могут приобретать и социальное значение. Скажем, золото может обозначать и такие социальные явления, как излишек и богатство «Природники» критиковали «общественников» за то, что они смотрели на природу таким образом, что в ней будто нет ни порядка, ни беспорядка, ни красоты, ни уродства, что было свойственно старому, метафизическому материализму. Спор шел в основном о сущности прекрасного и возвышенного в природе. Категории трагического и комического отображают лишь социальные феномены, и здесь расхождений между спорящими не было.
Следовательно, предметом дискуссии фактически были категории прекрасного и отчасти возвышенного в отношении непреобразованной природы, а не эстетическое во всем его объеме. Правда, при этом неизбежно возникали вопросы относительно того, в какой мере свойства, структура и закономерности материального порядка могут быть носителями эстетического содержания (ритм, пропорция сочетание красок, отношения, гармония и т. д.).
Наибольшую трудность представляет собой раскрытие объективного содержания эстетического. Некоторые эстетики считают, что объективной основой здесь является социальная обусловленность эстетического сознания. Однако в таком случае не принимается во внимание сам эстетический предмет, его структура, сущность, свойства, закон его существования. Возникают также трудности с решением вопроса о критерии эстетического.
Другие специалисты по эстетике считают, что эстетическое имеет свою основу в самой структуре объективно-эстетического, в его свойствах, в законах его существования, в объективных законах красоты (симметрия ритм, гармония, целостность, упорядоченность, целесообразность, оптимальность). Все эти объективные свойства на разных уровнях развития материального мира в многообразных формах его существования проявляются специфическим образом. Одно дело гармония звуков и красок другое гармоничность личности. Однако между этими явлениями имеется, правда, отдаленное, но сходство. Сами по себе указанные свойства представляют лишь элементарные формы эстетического, но в своей совокупности они отражают объективные свойства целостного объекта который оказывает специфическое влияние на духовный мир личности и порождает специфические реакции, т. е. эстетические чувства переживания, оценки и т. д.
Что касается субъективно-эстетического, то оно, будучи отражением эстетического объекта и обусловленное социальными факторами, проявляется в целой гамме чувств, переживаний, эмоциональных оценок, потребностей. В идеале оно находит наиболее полное выражение, поскольку последний складывается не только на уровне чувственного отражения и оценок явлений и предметов действительности, но и на основе рационального познания. Эстетический идеал выступает в тесной связи с нравственными, социальными, политическими идеалами. Субъективно-эстетическое выступает в форме эстетических чувств, потребностей, вкусов, идеалов, взглядов, теорий и т. д.
Наконец, эстетическое проявляется в творчестве человека по «законам красоты».
Творчество по «законам красоты» находит свое высшее воплощение в художественном творчестве, но не исчерпывает его. По аналогии с термином эстетическое сформировался и термин «художественное».
Художественное — это сфера лишь искусства, оно является понятием, входящим в понятие эстетическое. Всякие попытки отнести их к разным сферам, или видеть между ними лишь точки соприкосновения, или, наконец, отождествлять их не имеют под собою твердого основания. Художественная деятельность возникла в результате разделения труда и обособилась в особую сферу человеческой активности сравнительно поздно, она носит четко выраженную идеологическую направленность. Иногда, эти категории нечетко разграничивают. Так, расширяя понятие «художественное», не которые исследователи включают в искусство и продукты утилитарно-практической деятельности, поскольку они содержат эстетические аспекты. Последние будут возрастать в многообразных формах человеческой активности, но это не означает, что труд, образ жизни, форма общения, практическая духовная деятельность и т. д. людей будущего приобретут статус искусства.
Тенденция к отождествлению эстетического начала в труде, технике, быту, поведении, общественных отношениях, общении и т. п., с искусством, с художественной культурой имела место в 20-х гг. Выдвигалась идея «жизнестроения », т. е. замена искусства «искусством высокой техники».
Художественная культура высшая форма эстетической культуры. Она связана с удовлетворением художественных потребностей личности, тех потребностей, которые сопряжены с ее наиболее высокими духовными потребностями познавательными, нравственными, политическими, с глубинными слоями духовной жизни человека. Следовательно, понятие «художественное» отражает то общее, что свойственно искусству во всех его видах и жанрах, художественному творчеству, специфике художественного восприятия, осознания и оценки произведений искусства. Термин «художественное» близок по значению термину «художественная культура».
- 1. Эстетика как наука: возникновение, этапы развития, предмет, метод
- 2. Эстететическое отношение и его структура
- 3. Эстетическое сознание, его специфика и структура.
- 4. Система эстетических категорий; эстетическое и его интерпретации.
- 5. Прекрасное в истории эстетики; прекрасное в мире и искусстве.
- 6. Безобразное в истории эстетики; безобразное в мире и искусстве.
- 7. Возвышенное и трагическое в истории эстетики и искусстве.
- 8. Комическое в истории эстетики и искусстве.
- 9. Творческий процесс в его составляющие.
- 10.Стиль как категория эстетики. Концепции стиля и его проявления в искусстве.
- 11.Природа и происхождение искусства. Основные концепции.
- 12.Функции и цели искусства.
- 13.Морфология искусства. Система искусств. Основные концепции.
- 14.Философия истории искусства; Основные концепции истории искусств.
- 15.Особенности и основные идеи античной эстетики.
- 16.Особенности и основные идеи средневековой эстетики.
- 17.Особенности и основные идеи ренессансной эстетики.
- 18.Основные понятия и концепции эстетики барокко.
- 19.Основные понятия и концепции эстетики классицизма.
- 20.Эстетические учения эпохи Просвещения
- 21.Основные понятия и концепции эстетики романтизма
- 22.Классическая эстетика; ее особенности и основные темы.
- 23.Постклассическая (неклассическая) эстетика; ее особенности и основные темы
- 24.Постнеклассическая эстетика; ее особенности и основные темы.