2. Визитные карточки.
Визитная карточка – это один из важных атрибутов деловых контактов, облегчающих деловые связи предпринимателей во всем мире. Это своего рода «лицо» делового человека и в отсутствие ее владельца она должна его «заменить».Поэтому к оформлению визитных карточек следует подходить серьезно.
Стандартная визитная карточка должна быть изготовлена на листе плотной мелованной бумаги. Ее размеры – 90-50 мм. Как правило информация о ее владельце печатается черный шрифтом на белом фоне (другие цвета лучше использовать лишь в изображении рекламного знака фирмы в левом верхнем углу). В деловом мире не принимаются экстравагантные визитки, хотя представители творческих профессий могут их себе позволить.
Большинство деловых людей печатают информацию о себе с двух сторон – на русском и английском языках. Однако лучше этого не делать. Для общения с отечественными бизнесменами достаточно иметь «визитку» только на русском языке. Если Вы собрались в зарубежную командировку, то подготовьте комплект карточек на языке той стороны, куда отправляетесь.
Наверху по центру визитной карточки не очень большими буквами печатается название фирмы (компании, организации, учреждения), где работает ее владелец.
Ниже по центру печатается имя, фамилия. Отчество на визитной карточке следует указывать только в русском варианте так как зарубежные партнеры могут отчество принять за двойную фамилию.
Ниже под фамилией и именем должна быть указана конкретная должность.
В нижнем левом углу пишется телефон и факс организации. В нижнем правом углу адрес. Иногда телефон и адрес фирмы можно указать в правом нижнем углу. Домашние адреса и телефоны на визитной карточке не указываются.
На карточках жен бизнесменов проставляется их имена и фамилии. Считается, что их визитные карточки должны быть немного меньшими по размеру.
На визитных карточках по правилам делового этикета в принято делать надписи. Они строго определены по форме и должны соответствовать конкретному случаю: p. f.- поздравление; p. r.- благодарность; p.c. - соболезнование; p. p. – заочное представление вновь прибывшего лица; p. f. с.- удовлетворение знакомством; p. p. с.- заочное прощание; p. f. N. а.- поздравление с Новым годом.
Однако использование «визиток» этим не ограничивается. Например, их посылают с цветами и подарками; отправляют после нанесенного деловой визита, если не наносится ответный визит и пр.
Визитные карточки никогда не подписываются, не имеют проставленной даты и на них никогда не следует помещать фотографии их владельцев.
В некоторых случаях визитка может служить рекомендацией, если у делового человека нет времени для составления рекомендательного письма, он может просто передать свою визитку по назначению, предварительно написав на ней фамилию человека, которого рекомендует.
Если у владельца визитной карточки изменились должность, адрес и телефон, то необходимо заменить «визитку» и послать своему деловому партнеру две визитные карточки – старую и новую.
Посылая свои визитные карточки почтой или курьером, следует их вложить в специальный конверт, на котором указываются должность, имя, фамилия адресата.
Визитные карточки, завозимые непосредственно Вами, необходимо загнуть с правой стороны. В этом случае загнутый угол означает личное посещение. Посылаемые «визитки» не загибаются.
По правилу этикета первым партнеру вручает свою визитную карточку лицо, имеющее более низкий статус. Если же положения равны, то - младший по возрасту. Приняв при личной встрече карточку партнера, не стоит глазах у ее хозяина делать на ней отметок, мять в руках и разглядывать со всех сторон. Однако необходимо вслух четко прочитать имя и фамилию владельца.
На полученные визитные карточки в течение 24 часов следует дать ответ также визитными карточками.
Вопросы для самопроверки:
Что такое деловой этикет? Охарактеризуйте роль этикета и культуры поведения в бизнесе.
Какие принципы лежат в основе делового этикета? Раскройте их содержание.
Каковы требования делового этикета, предъявляемые к речи бизнесменов?
Почему важно соблюдать нормы делового этикета в отношении внешнего вида делового человека? Какие «стандарты» внешнего вида стоит соблюдать деловым мужчинам и деловым женщинам?
Расскажите о правилах оформления, вручения и получения визитных карточек? Правильно ли оформлена Ваша визитная карточка?
Как, на Ваш взгляд, деловые люди могут освоить правила делового этикета?
Литература:
Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М., 1994.
Волгин Б.Н. Деловой телефон.- М., 1987.
Деловой этикет/ Авт.-сост. И.Афанасьев. – Киев, 1998.
Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво: Этические и социально-психологические основы бизнеса: Практическое пособие.-М.,1995.
Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. -М., 1996.
Первая Российская научно-практическая конференция «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». Тезисы докладов/ Под. ред. Федулина А.А. – М., 1999.
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н.Лавриненко и др.;Под ред.проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.,1997.
Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол.- 4-е изд., перераб. и доп.- М., 2001.
Соловьев Э.Я. Этикет делового человека. - Минск, 1994.
Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996.
Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. – М., 1998.
Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей, М., 1996.
Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта.- Минск, 1997.
Этикет от Я до А / Авт-сост. Гусев И.Е.- Минск, 1999.
Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса.-М.,1994.
Я познаю мир: Этикет во все времена / Авт.-сост. А.А.Яковлев. – М., 2001.
- Тема 7. История этикета. Принципы современного этикета .
- 1. Понятие «этикета». История этикета.
- 2. Виды этикета.
- 3. Принципы современного этикета.
- 4. Этикет и нравственность.
- 5. Этикет и право.
- Тема 8. Правила современного этикета.
- 1. Представления, знакомства, приветствия.
- 2. Этикетные правила выбора, вручения и принятия подарков.
- 3. Застольный этикет.
- 4. Правила поведения в общественных местах.
- Правила поведения в кафе и ресторане.
- Правила поведения в театрах и в концертных залах.
- Тема 9. Деловой этикет.
- 1. Понятие и принципы делового этикета.
- 2. Визитные карточки.