Этические учения Древнего Китая
Социокультурные предпосылки древнекитайской этики.
Базовый текст древнекитайской культуры – «Книга перемен» («И-цзин»), согласно которой мироздание зиждется на двух равноправных первоначалах (ян и инь), которые сочетаются различными способами, образуя 64 комбинации состояний мира. В результате китайская традиция тяготела не к определению минимума этических принципов, а к созданию многообразных конкретных рекомендаций на все случаи жизни.
Рано сформировавшееся в Древнем Китае государство представляло собой бюрократическую пирамиду из чиновников, сама принадлежность к которой придавала индивиду моральный статус. Приобретение и повышение социального (и морального) статуса человека было возможно благодаря сдаче государственных экзаменов. Таким образом, выходцы из низших слоев общества получали потенциальную возможность для социального и духовного продвижения. Закономерно, что «правильный путь жизни» в этой традиции ассоциировался с приобретением социальных знаний и социальными успехами индивида.
Особенности древнекитайской этики:
1) чрезвычайное почитание традиции и почтение к старшим как главные нравственные заповеди;
2) этика представляет собой не систему теоретических принципов, а набор конкретных рецептов поведения, оформленных в ритуале;
3) социально-политический характер этики, основной проблемой которой были отношения человека и общества.
Основные учения в этике Древнего Китая.
Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы (V в. до н.э.). Главный текст – «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).
Центральное понятие конфуцианства – жэнь («гуманность»). Жэнь предполагает шу – «взаимность». Взаимная гуманность воплощена в «золотом правиле нравственности»: чего себе не хочешь, того другим не делай, – и реализуется в ли («ритуале»). Однако взаимная гуманность предполагает не равенство между людьми, а справедливую иерархию. Критерием возвышения в ней является знание (конфуцианских канонов, древних текстов и, конечно, ритуала). Идеалом конфуцианства выступает «благородный муж», который заботится о соблюдении социальных правил и ритуалов; он противопоставляется «низкому человеку», думающему лишь о личной выгоде. Благородные люди должны подавать пример народу нравственный пример, что гораздо эффективнее, чем правовое принуждение, будет способствовать действенности государственного управления.
Даосизм (VI-III вв. до н.э.). Легендарный основатель – Лао-цзы. Главный текст – «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).
Центральное понятие даосизма – дао («путь») – безличный мировой закон, по которому движутся все вещи и должен двигаться человек. Жить по дао означает «следовать естественности», не искажать своими действиями порядок вещей в мире, следовать принципу недеяния (у-вэй). Недеяние подразумевает не ничегонеделание, а особые гармоничные действия, абсолютно адекватные многообразным проявлениям дао в конкретной ситуации. Не следует активно «творить добро», а тем более делать зло, так как и то, и другое искажает естественный порядок вещей. Следующий дао не «делает добро», но естественно излучает добро, подобно тому, как солнце излучает свет, не ставя это себе целью.
Легизм, или школа «законников» (IV-III вв. до н.э.). Основной представитель – Хань Фэй-цзы.
Легизм считал мораль, основанную на «ли», ненадежным средством государственного управления и предпочитал в качестве такового закон («фа»). Соблюдение закона зиждется на принуждении и наказании. Абсолютизация роли права в обществе может трактоваться и как тоталитарное подавление личности государственной машиной, и как идеология правового государства, где перед законом все равны.
- Содержание
- Тема 1. Введение в учебный курс «этика» 5
- Тема 2. История этических учений 6
- Тема 3. Историческое развитие нравственности 12
- Тема 4. Теория морали 17
- Тема 5. Высшие моральные ценности 21
- Тема 1. Введение в учебный курс «этика» Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика»
- Тема 2. История этических учений Лекция 2. История этических учений
- Этические учения древнего мира Этические учения Древней Индии
- Этические учения Древнего Китая
- Этические учения Древней Греции
- Этические учения средневековья Евангельская моральная доктрина
- Основные проблемы этики средних веков
- Особенности и основные проблемы этики Нового времени
- Этика и.Канта (1724-1804)
- Этические направления в XIX веке
- Некоторые учения в этике хх века
- Контрольные вопросы по теме №2
- Тема 3. Историческое развитие нравственности Лекция 3. Историческое развитие нравственности
- Донравственные формы социальной регуляции
- Традиционная нравственность
- Принцип патриархальности
- Принцип коллективизма (общинности)
- Принцип трудолюбия
- Принцип патриотизма
- Воинский этос
- Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью
- Нравы средневековья
- Нравственность modernity. Буржуазная мораль
- Изменения в способе регуляции
- Ценностные ориентации буржуазной морали
- Нравственность modernity. Мораль советского общества
- Современная нравственность и ее перспективы
- Контрольные вопросы по теме №3
- Тема 4. Теория морали Лекция 4. Теория морали
- Свойства морали
- Антиномии в морали
- Структура морали
- Понятийная структура морального сознания
- Иерархическая структура морального сознания
- Функции морали
- Контрольные вопросы по теме №4
- Тема 5. Высшие моральные ценности Лекция 5. Высшие моральные ценности
- Свобода как нравственная ценность Свобода как проблема
- Ступени нравственной свободы
- Ситуация нравственного выбора
- II. Выбор между разными видами нравственного поведения:
- Структура нравственного поступка
- Смысл жизни как нравственная ценность
- Счастье как нравственная ценность
- Вопросы к зачету
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.