Донравственные формы социальной регуляции
Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что:
-
они запрещают, но не предписывают позитивного поведения;
-
они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;
-
они не требуют осознания и обоснования.
К числу основных относятся табу:
-
на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);
-
на браки между близкими родственниками;
-
на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).
Обычаи – следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:
1) обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;
2) обычай представляет собой конкретную рекомендацию, а правила морали формулируются обобщенно;
3) обычай обосновывается аргументом «так принято», моральный поступок обосновывается аргументом «это добро»;
4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;
5) за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида;
6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания.
Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны – праздник первого снопа – дожинки – колядки) и жизненный цикл (родинные – свадебные – похоронные).
Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на «своих»):
1) «Око за око» – негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие:
-
симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);
-
ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);
-
коллективное («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови – «кровная месть»).
2) Дарение – позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип «око за око» ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.
- Содержание
- Тема 1. Введение в учебный курс «этика» 5
- Тема 2. История этических учений 6
- Тема 3. Историческое развитие нравственности 12
- Тема 4. Теория морали 17
- Тема 5. Высшие моральные ценности 21
- Тема 1. Введение в учебный курс «этика» Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика»
- Тема 2. История этических учений Лекция 2. История этических учений
- Этические учения древнего мира Этические учения Древней Индии
- Этические учения Древнего Китая
- Этические учения Древней Греции
- Этические учения средневековья Евангельская моральная доктрина
- Основные проблемы этики средних веков
- Особенности и основные проблемы этики Нового времени
- Этика и.Канта (1724-1804)
- Этические направления в XIX веке
- Некоторые учения в этике хх века
- Контрольные вопросы по теме №2
- Тема 3. Историческое развитие нравственности Лекция 3. Историческое развитие нравственности
- Донравственные формы социальной регуляции
- Традиционная нравственность
- Принцип патриархальности
- Принцип коллективизма (общинности)
- Принцип трудолюбия
- Принцип патриотизма
- Воинский этос
- Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью
- Нравы средневековья
- Нравственность modernity. Буржуазная мораль
- Изменения в способе регуляции
- Ценностные ориентации буржуазной морали
- Нравственность modernity. Мораль советского общества
- Современная нравственность и ее перспективы
- Контрольные вопросы по теме №3
- Тема 4. Теория морали Лекция 4. Теория морали
- Свойства морали
- Антиномии в морали
- Структура морали
- Понятийная структура морального сознания
- Иерархическая структура морального сознания
- Функции морали
- Контрольные вопросы по теме №4
- Тема 5. Высшие моральные ценности Лекция 5. Высшие моральные ценности
- Свобода как нравственная ценность Свобода как проблема
- Ступени нравственной свободы
- Ситуация нравственного выбора
- II. Выбор между разными видами нравственного поведения:
- Структура нравственного поступка
- Смысл жизни как нравственная ценность
- Счастье как нравственная ценность
- Вопросы к зачету
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.