Структура нравственного поступка
Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив – намерение – цели и средства – решение – деяние – последствия – оценка (самооценка).
Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.
Мотив плавно перетекает в намерение – желание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение – это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.
Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда».) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад», – гласит библейская мудрость.
Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, – в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы способом ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди, способные на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги помогать людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.
Решение – акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям, решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от способности участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь».
Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия. Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок – это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов: намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благородные мотивы человека переросли в прекрасные результаты, то такое поведение достойно восхищения.
Поскольку вся предварительная подготовка к поступку разворачивается в сознании личности, внешняя оценка ее деяний затруднена. Общественное мнение склонно оценивать последствия и может только предполагать мотивацию, которая за ними стоит. Самооценка поступка не менее важна для внутренней жизни, чем похвалы или порицания других, внутренний голос оценит не только действия, но и тебя самого. Конечная самооценка становится основанием для дальнейшей деятельности, ее опыт включается в мотивы следующего поступка.
- Содержание
- Тема 1. Введение в учебный курс «этика» 5
- Тема 2. История этических учений 6
- Тема 3. Историческое развитие нравственности 12
- Тема 4. Теория морали 17
- Тема 5. Высшие моральные ценности 21
- Тема 1. Введение в учебный курс «этика» Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика»
- Тема 2. История этических учений Лекция 2. История этических учений
- Этические учения древнего мира Этические учения Древней Индии
- Этические учения Древнего Китая
- Этические учения Древней Греции
- Этические учения средневековья Евангельская моральная доктрина
- Основные проблемы этики средних веков
- Особенности и основные проблемы этики Нового времени
- Этика и.Канта (1724-1804)
- Этические направления в XIX веке
- Некоторые учения в этике хх века
- Контрольные вопросы по теме №2
- Тема 3. Историческое развитие нравственности Лекция 3. Историческое развитие нравственности
- Донравственные формы социальной регуляции
- Традиционная нравственность
- Принцип патриархальности
- Принцип коллективизма (общинности)
- Принцип трудолюбия
- Принцип патриотизма
- Воинский этос
- Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью
- Нравы средневековья
- Нравственность modernity. Буржуазная мораль
- Изменения в способе регуляции
- Ценностные ориентации буржуазной морали
- Нравственность modernity. Мораль советского общества
- Современная нравственность и ее перспективы
- Контрольные вопросы по теме №3
- Тема 4. Теория морали Лекция 4. Теория морали
- Свойства морали
- Антиномии в морали
- Структура морали
- Понятийная структура морального сознания
- Иерархическая структура морального сознания
- Функции морали
- Контрольные вопросы по теме №4
- Тема 5. Высшие моральные ценности Лекция 5. Высшие моральные ценности
- Свобода как нравственная ценность Свобода как проблема
- Ступени нравственной свободы
- Ситуация нравственного выбора
- II. Выбор между разными видами нравственного поведения:
- Структура нравственного поступка
- Смысл жизни как нравственная ценность
- Счастье как нравственная ценность
- Вопросы к зачету
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.