Тема 33. Техника проведения дискуссий на деловом совещании.
Введение.
Дискуссия и спор. Виды дискуссий.
Нормы взаимодействия сторон в процессе дискуссии.
Виды вопросов, используемых в процессе совещания.
Практическое задание: Ответить на следующие вопросы и аргументировать свою позицию:
- Раскройте основные принципы проведения дискуссии:
а) принцип равной безопасности участников;
б) принцип адекватности;
в) принцип «децентрической направленности»
- Какие вопросы называются эстафетными, обходными и суррестивными?
- Что такое рефлективное слушание собеседника?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Андреев В.И. Конфликтология / В.И. Андреев. - Казань, 1992.
2. Антоненко Л. Мягкая составляющая в мировой экономике / Л. Антоненко //МЭМО.:- 1997.-№1.
3.Управление общением: Учебное пособие / Аверченко Л.К. М.: Новосибирск, 1999.
4. Психология делового общения: Учебное пособие / Бороздина Г. В. – М.: Инфра.-М, 1988.
5.Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений / Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика.
6. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие / Баева О.А. – М., 2000.
7. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н. Ботавина.- М., 2003.
8. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: / Учебник Р.Н. Ботавина.- М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Психология делового общения: Учебное пособие / Ю.П. Березуцкая.- Барнаул: БГПУ, 2002.
10. Браим И.Н. Культура делового общения / И.Н. Браим.- Минск: Экоперспектива, 1998.
11. Бульгина А. Этика делового общения / А. Бульгина.- Новосибирск, 1995.
12. Ваш зарубежный партнёр: переписка, документация, контакты. – М.: МП Технология, 1992.
13. Введенская Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова.- Р.-на-Д: Феникс, 1999.
14. Волина В.В. Как себя вести / В.В. Волина.- СПб., 2002.
15.Власов Л.В. Деловое общение / Л.В. Власов, В.К. Сементовская. - Д., 1980.
16. Гисберт Бройнинг. Руководство по ведению переговоров / Гисберт Бройнинг.- М., 1996.
17. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина.- М., 1997.
18. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики: Учебное пособие / И.Н. Герчикова.- М., 2002.
19. Гвоздева Е. Женский менеджмент в российском бизнесе / Е. Гвоздева // ЭКО.: 1997.-№ 11.
20. Глушакова Т.И. Переговоры: эффективное Ты – Я взаимодействие / Т.И. Глушакова.- М., 1997.
21. Дебольский М. Психология делового общения / М. Дебольский.- М., 1992.
22. Егидес А.П. Лабиринты общения / А.П. Егидес.- М: Филин, 1999.
23. Женщина- руководитель // ЭКО.: 1996.-№ 4.
24. Основы психологии управления: Учебное пособие / Л.А. Жолковская, Н.В. Логинова, В.В. Нагаев.- Сыктывкар, 1997.
25. Зарецкая Е.Н. Деловое общение / Е.Н. Зарецкая.- М., 2002.
26. Зенович М. Этика предпринимательства: можно ли блефовать в бизнесе? / М. Зенович.- // Деловой мир.- 2002.- № 173.
27. Зуб А.Т. Невербальные коммуникации в управленческой деятельности: эволюционно-биологический аспект/ А.Т. Зуб.- // Вестник Московского университета - Сер.18 Социология и политология. -2000.-№ 2.
28. Иванова И. Искусство делать деньги: имидж бизнесмена, его составляющие / И. Иванова.- // Домашний адвокат.- 1997. - № 17/18.
29. Иванов А.С. Штрихи к национальным стилям (страны Запада) / А.С. Иванов.- // Деловой визит. - 1998. – № 7,9.
30. Иванов Ю.М. Как управлять собой и влиять на других людей / Ю.М. Иванов.- М., 2002.
31. Иващенко Н. Секунды, закрытые на ключ. Некоторые особенности немецкого национального характера в деловых отношениях / Н. Иващенко.- // Бизнес.- 1991. № 2.
32. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: / Учебник А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. и др. М., 2002.
33. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: / Учебник А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров и др. М: Инфра-М. - 2003.
34. Кисилёва М.К. социально-психологическому портрету менеджеров- мужчин и менеджеров- женщин / М.К. Кисилёва.- //РЭЖ.-1996.-№ 10.
35. Ковальчук А.С. Основы имиджеологии и делового общения: / А.С. Ковальчук.- Р.-на-Д: Феникс. – 2003.
36. Кобзев В.В. Этикет в вопросах и ответах / В.В. Кобзев.- М., 2000.
37. Кнорринг В.И. Искусство управления / Учебник В.И. Кнорринг.- М.: БЕК. - 1997.
38. Кроль Л.М. Человек-оркестр. Микроструктура общения / Л.М. Кроль, Е.А. Михайлова.- Б., 1993.
39. Культура делового общения: Практическое пособие / Ф.А. Кузин. – М., 1996.
40. Деловой этикет: Учебное пособие / В.С. Кукушин.- Ростов- на Дону. – 2003.
41. Стратегия делового успеха: Учебное пособие / В.И. Курбатов. – Ростов на Дону, Феникс. -1995.
42. Культура делового общения: Практическое пособие / Ф.А. Кузнецов. - 2003.
43. Ладанов И.Д. Женщины-руководители / И.Д. Ладанов.- Управление персоналом.-1997.- № 9.
44. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения / Учебник В.Н. Лавриненко.- М.: Юнити-Дана. - 2002.
45. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры / М.М. Лебедева. – М.: Экономика, 1993.
46.Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию / Р.Д. Льюис. – М.: Дело, 1999.
47. Льюис, Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе / Льюис, Д. Ричард.- М., 2001.
48. Деловое общение: Учебное пособие / И.А. Мальханова.- М., 2002.
49. Мастенбрук У.Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук.- М., 1996.
50. Мицич П. Как проводить деловые беседы / П. Мицич.- М.,1983.
51. Миникес Л. Несколько советов не только деловым людям / Л. Миникес.- Наука и жизнь.- 1999. №8.
52. Мосеев Р. Как вести дела на Востоке: О некоторых особенностях восточной предпринимательской психологии и этики / Р. Мосеев.- Азия и Африка сегодня. – 2001.- № 2.
53. Нефёдова И. Я и мой имидж / И. Нефёдова, Е. Власов.- М., 1997.
54. Павлов К. Национальные особенности экономического поведения / К. Павлов.- Человек и труд.-2003. № 10.
55. Панасюк А.Ю. Управленческое общение/ А.Ю. Панасюк.- М., 1990.
56. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми / В.Н. Панкратов М., 2001.
57. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова.- СПб: Наука. - 1999.
58. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам / А. Пиз.- Нижний Новгород: Ай-Кью, 1992.
59. Этика бизнеса: Учебное пособие / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов.- М., 2001.
60. Пелих А.С. и др. Имидж делового человека / А.С. Пелих.- М., 1997.
61. Погорелова Ю.В. Конфликты и переговоры / Ю.В. Погорелова.- Феникс, 1997.
62. Попова Ж.Г. Межнациональные особенности ведения деловых переговоров: социокультурный аспект / Ж.Г. Попова.- Менеджмент в России и за рубежом.- 2003. № 1.
63. Потеряхин А.Л. Психология управления / А.Л. Потеряхин.- Киев, 1999.
64. Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В. И. Лавриненко. – М., 1977.
65. Психология управления: Учебное пособие / В.А. Розанова. – 2-ое изд., перераб., доп. – М., 2000.
66. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие / Е.В. Руденский.- М., Новосибирск, 1998.
67. Сабат Энн Мэри Бизнес-этикет / Мэри Энн Сабат.- М., 1998.
68. Самоукина Н.В. Психология предпринимательства. Зарубежный опыт. Японская и американская модели / Н.В. Самоукина.- В кн.: Предприниматель. – М., 1992.
69. Психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.- Ростов на Дону, Изд-во Феникс, - 1997.
70. Сафронов В. И. Культура общения / В.И. Сафронов. Конспект лекций – М.: Мир книги, 1992.
71. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений / Г.Н. Смирнов.- М.: УРАО. – 2001.
72. Снелл Ф. Искусство делового общения / Ф. Снелл.- М., 1990.
73.Станкин М.И. Гармония разнообразия. Управление персоналом / М.И. Станкин.- 1997. № 2.
74.Сухарев В.А. Этика и психология делового человека / В.А. Сухарев.- М., 1997.
75.Управление конфликтами: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Тренев.- М., 1999.
76.Тренев Н.Н. Основы делового общения. Виды общения: вербальное и невербальное / Н.Н. Тренев.- Менеджмент в России и за рубежом.- 2000. № 5(окт.).
77. Удальцова М.В. Психология управления / М.В. Удальцова.- М., 1997.
78. Уткин Э.А. Этика бизнеса: / Учебник Э.А. Уткин.- М.,2000.
79. Фишер Ю. У. На пути к согласию / Ю.У. Фишер.- М., 1992.
80. Фишер Р., Эртелль Д. Подготовка к переговорам / Р. Фишер, Д. Эртелль.- М., 1996.
81. Формановсккая Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская.- Науч.- попул.- М.Высш.шк., 1989.
82. Честара Джон Деловой этикет / Джон Честара.- М., 2000.
83. Чурилова С. Конструирование профессионального имиджа / С. Чурилова.- Клуб, 2003 № 9,10,11.
84. Шепель В.М. Управленческая этика / В.М. Шепель.- М., 1989.
85. Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России / П.Н. Шихирев.- М.: Финансы и статистика, 1999.
Вопросы к зачету курса “Этика делового общения” для студентов 1курса дневного отделения специальностей ПГС, ТГВ, ВВ и студентов 1 курса ФБО специальностей РЭНГМ, ПЭМГ, БТП
Основные этические принципы и нормы поведения деловых людей.
Что такое «этика» и ее функциональное значение?
Что такое «профессиональная этика» и ее предмет?
Что такое общение? Его сущность и основные функции.
Этические принципы общения.
Деловой стиль общения.
Какие бывают виды делового общения по характеру и содержанию?
Профессиональный, этический и психологический компоненты общения.
В чем различие прямого и косвенного общения?
Раскройте понятие «деловая беседа» и назовите ее задачи.
Охарактеризуйте пять этапов деловой беседы.
Какие задачи выполняет деловая беседа?
Назовите коммуникативные принципы оптимизации деловой беседы.
В чем проявляются основные ошибки деловой беседы?
Кратко охарактеризуйте формы делового общения.
Раскройте цели и задачи делового совещания.
Основные стили делового совещания.
Каковы задачи ведущего делового совещания?
Какова техника проведения дискуссий на деловом совещании?
Этапы принятия решений делового совещания.
Что входит в протокол делового совещания?
В чем сущность деловых стратегий?
Что такое «стратегический анализ»?
Назовите виды стратегических сценариев, их параметры.
Охарактеризуйте принципы формирования цели в деловых стратегиях.
Охарактеризуйте два закона управления общением.
В чем специфика деловых переговоров как формы делового общения?
Охарактеризуйте предметную, организационную и субъектную стороны переговорного процесса.
Назовите основные функции переговоров.
Решения как главный итог переговоров.
Этапы переговорного процесса.
Тактические приемы переговорного процесса.
Какие особенности партнера по переговорам следует учесть?
Общая характеристика деловых тактик.
Независимость и зависимость отношения к обсуждаемой проблеме от отношения к оппоненту.
Императивы принципиального отношения по существу.
Особенности и технология создания имиджа делового человека.
Мужской и женский стили деловых отношений.
Основные требования к личным качествам, манерам и внешнему облику деловых людей.
Назовите и охарактеризуйте формы обращения к подчиненным.
Назовите и охарактеризуйте принципы оптимизации служебных отношений.
Охарактеризуйте компоненты морально-психологического климата.
Формальная и неформальная структура коллектива.
Моральный кодекс спора.
Рациональное доказательство и его части.
Тактика аргументации.
Этические требования к критике.
Вербальный язык.
Приемы устного и письменного общения.
Понятие и содержание речевого этикета.
Формы и виды делового и письменного общения.
Психолого-этические нормы общения по телефону и другим средствам связи.
Какова роль тактильных контактов в невербальном общении?
Что означает термин «невербальное общение»?
Какие жесты и позы означают опасность или угрозу?
Какие жесты отражают внутреннее состояние человека?
Как проявляется невербальное общение у представителей разных этно-национальных культур?
Проявление религиозной компоненты в деловом общении.
Психология и тактика толерантности в межнациональном общении.
Каково значение паралингвистических особенностей невербального общения?
Что такое «визуальный контакт»?
Определение и значение конфликта в деловом общении.
Конфликтная ситуация и поводы для конфликта.
Динамика конфликта.
Межличностные и межгрупповые конфликты.
Варианты достижения компромиссов и уклонения от конфликтных ситуаций в официальном и неофициальном общении.
Выбор стиля поведения в конфликтной ситуации.
Методы снятия напряжения.
На какие зоны можно разделить пространственное общение?
Что означает принцип эмоциональной нейтральности в общении начальника и подчиненного?
- Тематика контрольных работ по этике делового общения Методические указания Ухта
- Тема 1. Формирование этических принципов и норм поведения деловых людей
- 1. Цели курса.
- 2. Задачи курса.
- 3. Требования к освоению студентами курса:
- Содержание курса
- Тема 1. Этика в контексте делового общения. (лекция)
- Тема 2. Деловая беседа.(семинар)
- Тема 3. Виды и формы делового общения. (лекция)
- Тема 4. Деловое совещание. (семинар).
- Тема 5. Деловые стратегии. (лекция)
- Тема 6. Деловые переговоры. (семинар)
- Тема 7. Деловые тактики. (лекция)
- Тема 8. Имидж делового человека. (семинар)
- Тема 9. Служебное общение. (лекция)
- Тема 10. Этика решения спорных вопросов. (семинар)
- Тема 11. Вербальное общение. (лекция)
- Тема 12. Дистантное общение. (семинар)
- Тема 13. Невербальное общение. (лекция)
- Тема 14. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения. (семинар)
- Тема 15.Конфликт и конфликтные ситуации. (лекция)
- Тема 16.Методы разрешения конфликтных ситуаций. (семинар)
- Тема 1.Формирование этических принципов и норм поведения деловых людей в истории общества.
- Тема 2. Сущность и основные функции профессионального общения.
- Тема 3. Профессиональный, этический и психологический компоненты
- Тема 4. Методы снятия напряжения.
- Тема 5. Эмоциональная нейтральность в административном общении.
- Тема 6. Этапы принятия решений делового совещания.
- Тема 7. Тактика переговорного процесса.
- Тема 8. Полемика в деловом общении.
- Тема 9. Деловой стиль одежды.
- Тема 10. Особенности профессиональной этики.
- Тема 11. Структура публичного выступления.
- Тема 12. Речевой этикет.
- Тема 13. Образ (имидж) делового человека.
- Тема 14. Модели делового поведения.
- Тема 15. Формальная и неформальная структура коллектива.
- Тема 16. Морально-психологический климат коллектива.
- Тема 17. Национальные особенности невербального общения.
- Тема 18. Особенности и технология создания имиджа делового человека.
- Тема 19. Мужской и женский стили деловых отношений.
- Тема 20. Вербальный язык.
- Тема 21. Кинесические особенности невербального общения.
- Тема 22. Проксемические особенности невербального общения.
- Тема 23. Психолого-этические нормы общения средствами связи.
- Тема 24. Деловая беседа и ее задачи.
- Тема 25. Деловые переговоры.
- Тема 26. Конфликт в деловом общении.
- Тема 27. Публичное выступление как часть делового общения.
- Тема 28. Деловой стиль общения.
- Тема 29. Общение как социально-психологическая проблема.
- Тема 30. Культура речи делового человека.
- Тема 31. Речевой этикет.
- Тема 32. Цели и задачи делового совещания.
- Тема 33. Техника проведения дискуссий на деловом совещании.