logo
ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА, ПЕРЕГОВОРЫ лекции

Обмен предметными позициями и поиск взаимоприемлемого решения.

На данном этапе происходит изложение точек зрения участников на решение проблемы, дается оценка предлагаемых вариантов, происходит выяснение тех условий и результатов, которые, по мнению партнеров, должны быть достигнуты при разрешении проблемы. Для выяснения приемлемых условий следует высказать свои предложения и побудить партнера сообщить свои варианты. На этапе обмена мнениями и поиска взаимоприемлемого решения рекомендуется использовать метод коллективной «мозговой атаки» (А.Ф.Осборн). Цель этого метода – сбор как можно большего количества предложений, преодоление привычного хода мысли. Основные правила этого метода - полный запрет на критику при выдвижении идей и соблюдения очередности в способах работы над проблемой.

На этапе выдвижения вариантов желательно установить отношения типа «ребенок – ребенок», ибо они в наибольшей степени способствуют созданию непринужденной, творческой обстановки и выдвижению разнообразных способов решения. На этапе оценки предложенных вариантов необходимо установить отношения между собеседниками по типу «взрослый – взрослый». Без установления такого типа отношений невозможно объективная оценка предметных позиций и взаимная ответственность за выполнение принятого решения.

На всех этапах обсуждения проблемы необходимо использовать технику активного слушания, учитывать не только предметные, но и межличностные установки. Последнее проявляется в умении контролировать свои личностные позиции и помогать партнеру занять личностные позиции, адекватные ситуации.