Этапы развития и сущность этики самоограничения.
Этика самоограничения прошла в своём развитии три этапа:
Середина XIX– начало ХХ века. Возникновение в различных странах Европы, в США и России групп и сообществ, ставивших себе целью сохранение окружающей природы. Основной состав участников – интеллигенция, студенты, состоятельные люди. Недостатком этого периода было то, что все эти объединения имели ярко выраженную территориальную принадлежность. На каждой территории такие общества ставили ограниченные, локальные цели. В России направленность этих обществ была на сохранение лесов и запрет охоты. Существенного влияния такие сообщества оказать не могли, но им удавалось проводить некоторые природоохранные мероприятия и формировать общественное мнение.
60 – 70-е годы ХХ века, «Этика потрясённых». В это время по западной Европе прокатилась волна мощных демонстраций, требующих остановить технический прогресс. Главной составляющей этих выступлений были представители высших слоёв рабочего класса (техническая интеллигенция, студенты). К этому моменту людям, занятым на передовых на передовых рубежах цивилизации, стало очевидно, что целый ряд процессов технического прогресса чреват для человечества как минимум большими потрясениями, а может быть даже и гибелью. Факт накопления опасного оружия подогревал недовольство. Хотя выступления были массовыми, но разные слои и группы участников имели своё видение проблемы и своё видение путей выхода из сложившейся ситуации. Они не были едины в своих требованиях и целях, и, не достигнув взаимопонимания между собой, не могли оказать на общество сильного воздействия. Взгляды участников расходились очень значительно. Одно из направлений этого движения – философия хиппи: «Возврат человека к природе и полный отказ от благ цивилизации». Не найдя понимания и поддержки в обществе, ряд групп хиппи организовали общины, которые поселились в труднодоступных местах и на практике пытались реализовать свои взгляды. Большая часть технической интеллигенции не ратовала за отказ от цивилизации. Они говорили о необходимости отказаться от некоторых направлений исследований, о введении мораториев на исследования, опасные для мира. Они говорили об изменении темпов цивилизационного развития. Больше всего они взывали к нравственности, призывали выработать личные принципы и не участвовать в производстве, которое может быть опасным.
Вступление большой группы стран в цивилизацию постиндустриализма. Последние 30 лет ХХ века, когда произошёл резкий скачок в технических науках, системе коммуникаций, темпы преобразований, включённость в них населения планеты резко возросли, и последствия пути неограниченного воспроизводства стали более очевидны. О нехватке питьевой воды заговорили даже в Западной Европе. Появились проблемы, связанные с изменением человеком планеты и способностью адаптироваться к окружающей среде (появилось много младенцев с патологиями развития).
Характеристики последнего этапа:
Разрозненные организации второго этапа этики самоограничения постепенно структурировались и превращались в общественные объединения, движения и партии. В ряде стран эта организационная деятельность прошла так успешно, что они стали оказывать большое влияние на общество и политическую жизнь (так называемые «Зелёные»). В конце 70-х годов «Зелёные» стали входить в парламенты, и, соответственно, воздействовать на законодательство.
Активное включение церкви в движение за нравственные ценности этики самоограничения. В движении участвуют все христианские церкви, ряд мусульманских организаций, особая роль в современный период принадлежит католической церкви, но не в лице её руководителей. В среде католических священников оформилось мощное течение, которое возглавили теологи из университетов Западной Европы. Суть взглядов этого течения следующая:
Церковь должна признать свою вину за сложившееся в сфере взаимоотношений с природой положение, за беспечность людей, за потребительское отношение к природе, за бездумную эксплуатацию природных богатств, - значительная доля вины за всё это лежит на церкви. Эта вина связана с теми нравственными трактовками библии, которые сложились в начале нашей эры, были приняты церковью на вооружение, пропагандировались ею и внедрялись в сознание. В этих трактовках человек – господин природы, а природа должна была удовлетворять потребности человека. Не говорилось, что человек – неотъемлемая часть природы, что её гибель есть и гибель человека. В качестве выхода они предлагают пересмотреть с современных позиций всё то, что связано в библии с взаимоотношениями человека и природы, изменить нравственные ориентиры и сделать это основой современной проповеднической деятельности церкви с тем, чтобы постепенно изменить мировоззрение человека, его способы действий и взаимоотношения с природой.
Идеи этики самоограничения.
С одной стороны, идеи этики самоограничения очень понятны на обычном уровне сознания: если что-то исчерпывается, то это нужно беречь. Но с другой стороны, распространение этих идей наталкивается на целый ряд проблем.
Следует изменить приоритеты в развитии цивилизации, потоки и способы инвестирования, а также отказаться от целого ряда направлений в удовлетворении потребностей. Это ведёт к перераспределению финансовых потоков в научных исследованиях, а с другой стороны, требуется изменить сложившийся десятилетиями образ жизни человека. Суть этого изменения в переходе от ничем не сдерживаемого расширения производства и потребления к принципу умеренности и достаточности для полноценного развития человека. Приоритеты общественного производства и потребления должны перейти от материальной сферы к сфере духовного производства и потребления.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Академия госслужбы при президенте рф.
- Этика и мораль.
- Этика. Её предмет и основные категории.
- Происхождение терминов этика, мораль, нравственность.
- Историческое изменение предмета этики; Развитие структуры науки этики.
- Основные категории этики.
- Основные проблемы теории морали.
- Основные исторические взгляды на причины возникновения морали.
- «Социальное» и «природное» на разных этапах возникновения морали.
- Моральный выбор личности. Моральный конфликт.
- История этических учений.
- Античная этика.
- Предэтика.
- Классический этап развития античной этики.
- Поздний этап развития античной этики.
- Религиозная этика.
- Буддизм.
- Христианство.
- Развитие цивилизации Новейшего времени и специфика нравственных процессов.
- Основные тенденции в изменении морали к началу III тысячелетия.
- Урбанизация и её влияние на общество.
- Этика ненасилия.
- Сущность и особенности этики ненасилия.
- Принципы этики ненасилия.
- Основные этапы ненасильственных действий.
- Обязательное условие любой акции ненасилия – это её публичность.
- Этика самоограничения.
- Особенности современной цивилизации и экологический кризис.
- Этапы развития и сущность этики самоограничения.
- Международные аспекты этики самоограничения.
- Особенности этики частных специальных систем.
- Этапы становления и развития профессиональной морали.
- Служебная этика.
- Этика управления.
- Этика замкнутых идеологизированных систем.
- Суть и особенности замкнутых идеологизированных систем.
- Особенности формирования морали в замкнутых идеологизированных системах.
- Воздействие этики замкнутых идеологизированных систем на мораль государственных служащих.
- Этика государственной службы.
- Специфика формирования этики госслужбы.
- Этика госслужбы как единство профессиональной, управленческой и этики идеологизированных систем.
- Роль права в формировании и развитии этики госслужбы.
- Формирование в развитых государствах унифицированной этики государственной службы.
- Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих.
- Основные нравственные требования к личности госслужащего и основные факторы, влияющие на ранжирование данных требований.
- Основные понятия профессиональной этики госслужбы.
- Требования к государственным служащим.
- Основные тенденции изменения госслужбы и влияние этих процессов на мораль госслужащих.
- Основные тенденции изменения госслужбы.
- Влияние изменений в госслужбе на мораль госслужащих.
- Особенности процессов изменения государственной службы и этики госслужащих в России.
- Этикет в деятельности государственных служащих.
- Общее понятие этикета.
- Основные функции этикета на государственной службе.
- Основные принципы этикета государственного служащего.
- Список литературы.
- Оглавление.