logo
1561 на 2 сем / Этика / Курс лекций по этике

Основные тенденции в изменении морали к началу III тысячелетия.

  1. Всё более значимую роль приобретает развитие фундаментальной науки как единственно возможного решения проблем экологического кризиса и выживания человечества, например – разработка альтернативных источников энергии, от термоядерного синтеза до солнечных батарей. В сельском хозяйстве каждый год из оборота изымается 2 млн. га пахотных земель. Возникает необходимость на меньших площадях произвести больше продуктов питания. Как следствие возрастания роли фундаментальной науки возрастает значимость специального высшего образования и роль в обществе всех слоёв населения, которые обеспечивают возрастание темпов фундаментальных исследований. Эти социальные слои и темпы их развития являются определяющими в развитии цивилизации. Представители этих слоев обладают высокоразвитым интеллектом, высокими пороговыми значениями образования, большим объемом потребляемой информации, что ведет к возрастанию доли рационализма при осуществлении нравственных выборов (представителям этих слоев свойственны способность к прогнозированию, просчету вариантов, знание большого числа вариантов поступка). Эмоциональный элемент в сфере морального и нравственного выбора уменьшается. Темпы современных цивилизационных изменений напрямую зависят от уровня темпов и характера развития фундаментальных исследований, таким образом, интеллектуализация общества и рост образования по качеству и продолжительности ведет в сфере морали к прагматизму и рациональности.

  2. Создание единых коммуникативных систем (транспорт, связь, средства массовой информации, компьютерные сети и т.д.). Это делает более высокими темпы обмена информацией между народами, знакомство со спецификой образа жизни и достижений, возможность усваивать лучшие образцы и находки не только в сфере технологий производства, но и в сфере поведения. Поведение человека, его мораль, приобретает всё более унифицированный характер.

  3. Традиционная культура со своего рождения была средством выражения и передачи накопленных нравственных ценностей, позиций, мотивов. Традиционная культура, которая издавна базировалась на господствующих религиозных ценностях, особенностях образа жизни и психологии конкретных народов, территорий, исторических периодов развития – уходит в сферу элитарного потребления, становится в силу ряда обстоятельств малодоступной значительным массам населения (сложность восприятия, требование специальной подготовки, необходимость знакомства с господствующими фундаментальными религиозными основами, время). Этот уход лишил значительные массы людей ее обучающего, информирующего и направляющего воздействия. Таким образом, в определённом смысле прерывается связь поколений, особенно в связи с тем, что из жизни большинства людей уходит традиционный национальный фольклор, который был другим носителем нравственности народа. Место традиционной культуры занимает массовая культура, которая, по сути, вненациональна и тиражирует унифицированные, усреднённые образцы внешнего поведения, покоящегося на подражании, заражении, а не на внутреннем принятии тех или иных стандартов в результате размышлений.

  4. Возрастающий объём информации толкает общество к необходимости сокращать в образовании гуманитарную составляющую в целях увеличения практического прикладного знания и освоения новых научных дисциплин и открытий, в то время как забота о нравственности направляет нас на противоположный путь – увеличение гуманитарной составляющей. Один из путей – увеличение продолжительности образования, но в увеличении сроков образования есть существенная опасность: молодые люди всё позже вступают в социальную зрелость, то есть приобретают необходимые навыки для полноценной адаптации в обществе. В результате процесса акселерации, прокатившегося по развитым странам мира в 60 – 80-е гг. ХХ в. физическое созревание человека ускорилось. Образовался существенный разрыв (8 – 10 лет) между физическим развитием и социальной зрелостью.

  5. Общество по своим социальным параметрам делится на всё большее количество групп: по профессии, по демографии, по этической составляющей. Большие потоки миграций породили проблему полукровок.

  6. Рост крупных городов и городских агломератов (сращивание единого мегаполиса с рядом мелких городов в единую систему) привёл к существенному изменению в процессах формирования морали. Возникла мораль городских и сельских жителей. Это произошло в результате изменения традиционных механизмов формирования и передачи нравственности, контроля за её исполнением и функционированием. Эти традиционные механизмы по прежнему действуют в сельских и отдалённых от мегаполисов территориях. В городах же мораль начинает формироваться под влиянием других механизмов.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4