11 Этика Платона: идеальное государство и проблема воспитания личности.
Учение Платона (427–347 гг. до н. э.) считают первой попыткой систематизации этических идей, которая была осуществлена философом на объективно—идеалистической основе. Разделяя рационалистические принципы своего учителя, Платон также поставил перед собой задачу формулирования общих понятий. Так же, как и Сократ, он избирал для этого дедуктивный метод исследования.
Сократ обнаружил несоответствие между существующим и должным в мире. Он выявил противоречие между общими моральными взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так и не смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих по себе. Платон продолжил исследование данной проблемы.
Этическую концепцию Платона можно разделить на две связанные между собой части: индивидуальную этику и социальную этику. Первая является учением об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, которое Платон связывает с гармонизацией его души.
Душу философ противопоставляет телу как раз потому, что телом человек относится к низшему чувственному миру, а душой способен соприкасаться с настоящим миром – миром вечных идей. Основные стороны человеческой души тем самым являются основой его добродетелей: разумная – мудрости, аффективная – умеренности, волевая – мужества. Человеческие добродетели тем самым имеют врожденный характер, они особые ступеньки гармонизации его души и восхождения к миру вечных идей. В восхождении человека к идеальному миру находится смысл его бытия.
А средством к его возвышению является презрение телесного, власть разума над низкими страстями. Обусловливаемая этими принципами, социальная этика философа полагает наличие определенных добродетелей у каждого сословия. Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью.
Используя жесткую политическую, а также моральную иерархию в государстве, можно достичь высшей добродетели. Эта добродетель – справедливость, которая свидетельствует, по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву интересы отдельной личности.
Таким образом, в идеальном обществе Платона нет места для индивидуальности. Необходимо отметить, что совершенное государство, которое изобразил мыслитель, оказалось очень непривлекательным не столько из—за духа интеллектуального аристократизма, сколько из—за ущербности нахождения в нем представителей каждого сословия, так как предложенный Платоном «порядок» в обществе не принес бы никому счастья.
Таким образом, ключом к пониманию существа морали Платона является то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона, как и другие его идеи, осмыслил и развил его ученик, Аристотель.
-------------------------
Учение Платона (427 – 347 до н. э.) – первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования. В результате философ приходит к обоснованию дуализма мира: видимого мира явлений и сверхчувственного потустороннего мира вечных идей.
Собственно этическая концепция Платона может быть разделена на две взаимосвязанные части: индивидуальную этику и политическую (или социальную) эпику. Первая представляет собой учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его души. Душа противопоставляется телу именно потому, что телом человек принадлежит низшему чувственному миру, а душой может соприкасаться с истинным миром – миром вечных идей, Главные стороны человеческой души являются основой добродетелей: разумная – мудрости, волевая - мужества, аффективная – умеренности. Добродетели, носящие врожденный характер, – это своеобразные ступеньки гармонизации души и восхождения к миру вечных идей. В этом восхождении – смысл человеческого бытия. Средством возвышения является пренебрежение к телесному, власть разума над страстями.
В учении Платона о государстве наиболее отчетливо проявляются мотивы совершенствования земного бытия. Это учение, раскрывающее социальную этику Платона, по существу, является первой в истории философских идей утопической концепцией.
Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и справедливости. Это достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа, согласно Платону, включает три части: разумную, волевую и аффективную (вожделеющую).
В соответствии с преобладанием этих частей и распределяются государственные функции. Управление принадлежит философам, у которых преобладает разумная душа. Воины, у которых преобладает волевая часть души, обеспечивают защиту от врагов. Ремесленники и крестьяне, у которых преобладает аффективная часть души, занимаются материальным производством. Платон признает, что они обеспечивают государство необходимыми для жизни и других дел материальными продуктами
Предполагая закрепление добродетелей за каждым сословием (правители должны обладать мудростью, воины – мужеством, низшее сословие – умеренностью) и благодаря жесткой политической и соответственно моральной иерархии в государстве должна реализоваться высшая добродетель – справедливость, свидетельствующая, по мнению Платона, о социальной гармонии. В жертву социальной гармонии приносится интересы личности: в утопии Платона нет места индивидуальности.
- 1. Происхождение и содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность».
- 2. Неоклассическая этика 2-ой половины XIX века (а. Шопенгауэр, ф. Ницше, с. Кьеркегор).
- 3. Нравственная культура личности.
- 4.Теория справедливости Дж. Ролза.
- 5. Гуманистическая этика э.Фромма.
- 6. Предмет и функции этики.
- 7. Этика Сократа и его последователей.
- 8 Взаимодействие морали и права как форм общественного сознания.
- 9 Этический релятивизм софистов и этический рационализм Сократа: сравнительный анализ.
- 10. Добро и зло как центральные категории этики и нравственного сознания.
- 11 Этика Платона: идеальное государство и проблема воспитания личности.
- 12 Справедливость как категория морали и права.
- 13 Место этики в философской системе Аристотеля.
- 14. Индивидуализм и коллективизм как нравственные принципы взаимодействия людей.
- 15 Основные идеи «Никомаховой этики» Аристотеля.
- 16 Нравственные основы социального взаимодействия. Мораль как регулятор человеческого поведения.
- 17 Эллинистическая этика (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм).
- 18 Нравственная мотивация и поведение человека.
- 19 Этика Ветхого и Нового Завета: сравнительный анализ.
- 20 Ответственность и её виды. Свобода и ответственность.
- 21 Основные принципы христианской этики Средневековья.
- 22. Императивность морали и нравственное совершенствование личности.
- 23 Нравственные представления в исламе.
- 24 Совесть, стыд, вина, грех как категории светской и религиозной этики.
- 25 Эволюция этической мысли в эпоху Возрождения.
- 26 Честь и достоинство как соотносимые категории этики.
- 27. Этический релятивизм прагматизма (ч. Пирс)
- 28 Свобода воли и необходимость как категории этики.
- 29 Этика протестантизма и ее роль в развитии капитализма (м.Вебер).
- 30 Счастье и смысл жизни как нравственные ценности и категории этики.
- 31. Профессиональная этика и ее разновидности.
- 32.Характерные черты российской нравственной мысли.
- 33. Этические воззрения Нового времени (р.Декарт, б. Спиноза и др.).
- 34.Моральные ценности и моральная оценка
- 35. Основные проблемы этики Просвещения.
- 36. Этика эвдемонизма и гедонистическое отношение к жизни: сходство и различие.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38. Ригоризм и утилитаризм как этические позиции.
- 39. Разумный эгоизм
- 40. Происхождение морали
- 41. Учение г.Гегеля о свободе и нравственности.
- 42. Исторические типы морали
- 43. Этика «туизма» л. Фейербаха.
- 47. Тоже сами, потому что это легко, а мне уже лень
- 45.Любовь и дружба как категории этики.Любовь как высшая ценность
- 46. Нравственные типы личности и проблема воспитания достойного гражданина.
- 48.Суть моральной критики основ современной цивилизации (Франкфуртская школа, а. Швейцер, и др.).
- 49. Проблема ненасилия: моральный и правовой аспекты
- 50.Представления о свободе и подлинности бытия в экзистенциализме.
- 51.Этика права
- 52.Этика в России XIX-XX веков: от западников и славянофилов до этики ненасилия л.А. Толстого и нравственной философии всеединства в.С. Соловьева.
- 54. Национальное и общечеловеческое в морали.
- 55. Древнеиндийская этико-философская мысль (джайнизм, буддизм).
- 57. Этические учения Древнего Китая (даосизм, конфуцианство).
- 56.Идеалы и нравственные ценности
- 58.Мораль и другие формы общественного сознания.
- 59. Характерные черты и основные идеи античной этики.
- 60.Структура морали