32.Характерные черты российской нравственной мысли.
Экзистенциальные, или смысложизненные, проблемы духовности, добра и зла, жизни и смерти, добра и блага, правды и справедливости, духовного и телесного, преходящего и вечного, культурного и природного, конечного и бесконечного, свободы и другого в той или иной степени затрагивались большинством русских философов. В философии морали главный интерес был сосредоточен не на обосновании этических понятий, а на решении практических проблем социального и политического характера, установлении связи морали и религии, индивидуального поступка и коллективного блага. Наиболее интересными, с точки зрения развития этической рефлексии, представляются такие направления в идеалистическом потоке русской философии, как философия «всеединства» (В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, Н. Булгаков, С.Л. Франк) и экзистенциальная философия (Н.А. Бердяев» Л, И. Шестов), где этика является центром исследовательских интересов этих мыслителей.
По вопросу о предмете этики и ее основной проблематике, русские идеалисты высказывали различные мнения. В. Соловьев, поставивший перед собой задачу создания идеализма нового типа (синтетического, практического, гуманизированного), обосновывает позицию абсолютного синтеза, главный принцип которого – «положительное всеединство" ("полная свобода составных частей в совершенном единстве целого"). Данный принцип дает возможность созидания «цельного знания» (синтез веры, интуиции, творчества), а результатом его осуществления является '"теософия". Главная часть теософии – этика, ее предмет абсолютное начало в его синтезе с человеком (субъективная этика). Особое значение в этическом исследовании, по мнению Соловьева, имеет нравственная деятельность, которая может быть рассмотрена с внутренней и внешней стороны. Первый вид деятельности должен реализоваться в богочеловеке, второй – в богочеловечестве. Таким образом, этика определяет идеал и условия реализации не только совершенной личности, но и «долженствующего быть» общества.
В "Оправдании Добра'' Соловьев развивает мысль о трехосновности морали (стыд, жалость, благоговение), о значении любви и совести в нравственной деятельности, об основных принципах морали (аскетизм, альтруизм, богопочитание). Главным вопросом этики полагается вопрос о цели и смысле человеческого бытия. Последователи Соловьева продолжают заложенные им традиции, но уже с несколько иными акцентами, усиливающими значимость не социальной, а религиозной детерминации морали.
Что касается представителей второго направления, например, Бердяев высказывал немало интересных идеи. Так, например, он отмечает, что предметом этики является антитеза должного и сущего, подчеркивает противопоставленность "философии трагедии", способной прозреть суть морали, и "философии обыденности", скользящей лишь по поверхности человеческого бытия. Выделение подлинной и неподлинной нравственности постепенно приобретает в работах Бердяева пафос противоположения морального социальному, утверждения индивидуальных нравственных ценностей и отрицания морали как чего-то общезначимого, общеобязательного. Л. Шестов это отрицание доводит до крайней степени, отвергая все общезначимые ценности (мораль, свободу, разум, общение). ("Всем можно пожертвовать, чтобы найти Бога"). В такой "философии абсурда" есть, несомненно, скрытый смысл, который предстоит еще разгадывать. Желающие могут поразмышлять на эту тему, а пока обратимся к проблеме, которую представители обоих направлений считали главной, - к проблеме смысла жизни.
"Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом, есть самое важное и единственно важное дело, во имя его всякое другое дело может быть брошено", - такая установка Бердяева разделялась всеми русскими идеалистами, хотя в процессе смысложизненного поиска пути их нередко расходились. Колебания между пессимизмом (преимущественно по отношению к сущему) и оптимизмом, связанным с утверждением высшего идеала, также характерны для всех, однако, "удельный вес", если можно так выразиться, пессимизма значительно больший у представителей второго направления. Глубокие и убедительные описания трагизма и бессмысленности человеческого бытия являются для русских мыслителей своеобразным фоном созидания позитива, т.е. обоснования такой ценности, которая позволит преодолеть зло и страдания, придать жизни подлинный смысл. Вне апелляции к богу разгадать "роковую загадку жизни" невозможно. («Бог как жизненная полнота и есть основное предположение всякой жизни. Это и есть то, ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены»).
Если попытаться выделить теоретический контекст смысложизненного поиска русских идеалистов (сложность, глубину и противоречивость которого трудно осветить даже в специальной работе), то он может быть сведен к следующему. Смысл жизни -это высшая истинная ценность, которая должна быть познана ("постигнута" с помощью мистической интуиции), свободно принята личностью и осуществлена в ее деятельности.
Много интересных идей мы можем найти в творчестве русских идеалистов и по проблеме свободы. Пытаясь разрешить антиномию своеволия и необходимости, Соловьев, стоявший на позиции абсолютного синтеза, и Бердяев, проповедовавший «болезненный индивидуализм», при всей кажущейся несходности своих основоположений, приходят, по сути дела, к единому результату при интерпретации этического аспекта этой проблемы. Основоположник «всеединства» понимает нравственную свободу как деятельность человека, который "добровольно, своей волей отказывается от своей воли», а Бердяев, вопреки своим же попыткам показать абсолютную недетерминированность свободы, считает все же обязательной нравственной установкой личности "вольный отказ от своеволия".
- 1. Происхождение и содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность».
- 2. Неоклассическая этика 2-ой половины XIX века (а. Шопенгауэр, ф. Ницше, с. Кьеркегор).
- 3. Нравственная культура личности.
- 4.Теория справедливости Дж. Ролза.
- 5. Гуманистическая этика э.Фромма.
- 6. Предмет и функции этики.
- 7. Этика Сократа и его последователей.
- 8 Взаимодействие морали и права как форм общественного сознания.
- 9 Этический релятивизм софистов и этический рационализм Сократа: сравнительный анализ.
- 10. Добро и зло как центральные категории этики и нравственного сознания.
- 11 Этика Платона: идеальное государство и проблема воспитания личности.
- 12 Справедливость как категория морали и права.
- 13 Место этики в философской системе Аристотеля.
- 14. Индивидуализм и коллективизм как нравственные принципы взаимодействия людей.
- 15 Основные идеи «Никомаховой этики» Аристотеля.
- 16 Нравственные основы социального взаимодействия. Мораль как регулятор человеческого поведения.
- 17 Эллинистическая этика (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм).
- 18 Нравственная мотивация и поведение человека.
- 19 Этика Ветхого и Нового Завета: сравнительный анализ.
- 20 Ответственность и её виды. Свобода и ответственность.
- 21 Основные принципы христианской этики Средневековья.
- 22. Императивность морали и нравственное совершенствование личности.
- 23 Нравственные представления в исламе.
- 24 Совесть, стыд, вина, грех как категории светской и религиозной этики.
- 25 Эволюция этической мысли в эпоху Возрождения.
- 26 Честь и достоинство как соотносимые категории этики.
- 27. Этический релятивизм прагматизма (ч. Пирс)
- 28 Свобода воли и необходимость как категории этики.
- 29 Этика протестантизма и ее роль в развитии капитализма (м.Вебер).
- 30 Счастье и смысл жизни как нравственные ценности и категории этики.
- 31. Профессиональная этика и ее разновидности.
- 32.Характерные черты российской нравственной мысли.
- 33. Этические воззрения Нового времени (р.Декарт, б. Спиноза и др.).
- 34.Моральные ценности и моральная оценка
- 35. Основные проблемы этики Просвещения.
- 36. Этика эвдемонизма и гедонистическое отношение к жизни: сходство и различие.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38. Ригоризм и утилитаризм как этические позиции.
- 39. Разумный эгоизм
- 40. Происхождение морали
- 41. Учение г.Гегеля о свободе и нравственности.
- 42. Исторические типы морали
- 43. Этика «туизма» л. Фейербаха.
- 47. Тоже сами, потому что это легко, а мне уже лень
- 45.Любовь и дружба как категории этики.Любовь как высшая ценность
- 46. Нравственные типы личности и проблема воспитания достойного гражданина.
- 48.Суть моральной критики основ современной цивилизации (Франкфуртская школа, а. Швейцер, и др.).
- 49. Проблема ненасилия: моральный и правовой аспекты
- 50.Представления о свободе и подлинности бытия в экзистенциализме.
- 51.Этика права
- 52.Этика в России XIX-XX веков: от западников и славянофилов до этики ненасилия л.А. Толстого и нравственной философии всеединства в.С. Соловьева.
- 54. Национальное и общечеловеческое в морали.
- 55. Древнеиндийская этико-философская мысль (джайнизм, буддизм).
- 57. Этические учения Древнего Китая (даосизм, конфуцианство).
- 56.Идеалы и нравственные ценности
- 58.Мораль и другие формы общественного сознания.
- 59. Характерные черты и основные идеи античной этики.
- 60.Структура морали