36. Этика эвдемонизма и гедонистическое отношение к жизни: сходство и различие.
ГЕДОНИЗМ (от греч. ηδονή— удовольствие)— тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). В учениях представителей киренской школы гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность гедонизма как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в нем очевидны гуманистические черты, с другой — в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является абсолютной ценностью, гедонизм оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Различают “эгоистический гедонизм” (теории, согласно которым исключительно личное удовольствие является конечной целью действий) и “универсалистский гедонизм” (когда удовольствие как общее счастье является конечной целью действий).
Аристипп, вслед за софистами, не делал различий между наслаждениями (по их источнику), однако принимал во внимание наслаждение, которое может быть достигнуто в данный момент, и игнорировал возможные, но недостижимые в настоящем наслаждения. Гедонизм смягчается в учениях, типологически характеризуемых как эвдемонизм. Таков гедонизм Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души, точнее—состояние атараксии. Строго говоря, различия между гедонизмом и эвдемонизмом не существенны: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения. В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Дж. Боккаччо, Л. Бруни, Л. Валла, Ф. Петрарка, К. Раймонди), да и то по преимуществу только в его мягкой эпикурейской версии.
В новоевропейской мысли с идеями гедонизма происходят существенные трансформации. Эти идеи оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеций, так же, как и Б. Спиноза, выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида: у Гоббса эгоизм ограничивается общественным договором, у Мандевиля стремление человека к удовольствию трактуется как средство, используемое воспитателями и политиками для управления людьми, у Гельвеция оно ставится в зависимость от правильно понятого интереса (см. Разумный эгоизм). Данная линия в новоевропейской моральной философии (от Гоббса к Гельвецию) находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, отождествляющем удовольствие с пользой. Эта динамика идей вела в конечном счете к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная. По этой же линии развивались идеи либерализма—течения мысли, покоящегося на адекватном и последовательном обосновании автономии индивида—как личности и гражданина. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде—именно как принцип гедонического умонастроения и практики, в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. Т. о., хотя идеи гедонизма и были воплощены в большинстве учений, они одновременно оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как философского мировоззрения.
К. Маркс, 3. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали положения об удовольствии как практическиповеденческом и объяснительно-теоретическом принципе, которые концептуально оформили этот кризис. Так, в марксизме—в порядке социально-философской критики гедонизма—было показано, что наслаждения и страдания являются функцией от действительных социальных отношений людей. Благодаря психоанализу с его детальным изучением бессознательной мотивации и формирования характера человека, вниманием к технике наблюдения кардинально меняется положение в исследовании удовольствий. Фрейд с психологической точки зрения доказал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида, тем более (что было акцентировано последователями Фрейда) если речь идет о нравственных основаниях поведения. Мур, критикуя Милля и Сиджвика, показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплотил в себе натуралистическую ошибку. В частности, в гедонизме, как правило, смешиваются понятия “желание” и “достойное желания”, средство достижения блага и то, что является частью искомого блага, удовольствие и сознание удовольствия; привнесение в гедонистическое рассуждение критериев рациональности неявно устанавливает предел удовольствию и тем самым разрушает целостность гедонизма как концепции, утверждающей абсолютность ценности удовольствия. В свете такой критики гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип и переместился в сферу “моральной идеологии” и в практику. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, напр. психологии или теории потребления.
ЭВДЕМОНИЗМ
(от греч. — счастье, блаженство), антич. принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеч. жизни. Предпосылкой антич. Э. является сократовская идея внутр. свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внеш. мира. Хотя Э. возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармония. удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувств. наслаждениям путём самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внеш. миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внеш. необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели. Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внеш. обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм характеризует внутр. свободу человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что зависит от его отношения к внеш. обстоятельствам, а не от превратностей судьбы.
В новое время этот идеал внутр. свободы развивали мн. философы, в особенности Спиноза, который с исключит. остротой поставил антитезу разумного познания и чувств. страстей и выдвинул чисто интеллектуальное понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу», amor dei intellectualis).
Франц. материалисты (Гельвеций, Гольбах и др.) придали понятию счастья откровенно гедонистич. характер; в Э. получили преобладание натуралистич. мотивы, что особенно характерно для англ. утилитаризма.
- 1. Происхождение и содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность».
- 2. Неоклассическая этика 2-ой половины XIX века (а. Шопенгауэр, ф. Ницше, с. Кьеркегор).
- 3. Нравственная культура личности.
- 4.Теория справедливости Дж. Ролза.
- 5. Гуманистическая этика э.Фромма.
- 6. Предмет и функции этики.
- 7. Этика Сократа и его последователей.
- 8 Взаимодействие морали и права как форм общественного сознания.
- 9 Этический релятивизм софистов и этический рационализм Сократа: сравнительный анализ.
- 10. Добро и зло как центральные категории этики и нравственного сознания.
- 11 Этика Платона: идеальное государство и проблема воспитания личности.
- 12 Справедливость как категория морали и права.
- 13 Место этики в философской системе Аристотеля.
- 14. Индивидуализм и коллективизм как нравственные принципы взаимодействия людей.
- 15 Основные идеи «Никомаховой этики» Аристотеля.
- 16 Нравственные основы социального взаимодействия. Мораль как регулятор человеческого поведения.
- 17 Эллинистическая этика (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм).
- 18 Нравственная мотивация и поведение человека.
- 19 Этика Ветхого и Нового Завета: сравнительный анализ.
- 20 Ответственность и её виды. Свобода и ответственность.
- 21 Основные принципы христианской этики Средневековья.
- 22. Императивность морали и нравственное совершенствование личности.
- 23 Нравственные представления в исламе.
- 24 Совесть, стыд, вина, грех как категории светской и религиозной этики.
- 25 Эволюция этической мысли в эпоху Возрождения.
- 26 Честь и достоинство как соотносимые категории этики.
- 27. Этический релятивизм прагматизма (ч. Пирс)
- 28 Свобода воли и необходимость как категории этики.
- 29 Этика протестантизма и ее роль в развитии капитализма (м.Вебер).
- 30 Счастье и смысл жизни как нравственные ценности и категории этики.
- 31. Профессиональная этика и ее разновидности.
- 32.Характерные черты российской нравственной мысли.
- 33. Этические воззрения Нового времени (р.Декарт, б. Спиноза и др.).
- 34.Моральные ценности и моральная оценка
- 35. Основные проблемы этики Просвещения.
- 36. Этика эвдемонизма и гедонистическое отношение к жизни: сходство и различие.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38. Ригоризм и утилитаризм как этические позиции.
- 39. Разумный эгоизм
- 40. Происхождение морали
- 41. Учение г.Гегеля о свободе и нравственности.
- 42. Исторические типы морали
- 43. Этика «туизма» л. Фейербаха.
- 47. Тоже сами, потому что это легко, а мне уже лень
- 45.Любовь и дружба как категории этики.Любовь как высшая ценность
- 46. Нравственные типы личности и проблема воспитания достойного гражданина.
- 48.Суть моральной критики основ современной цивилизации (Франкфуртская школа, а. Швейцер, и др.).
- 49. Проблема ненасилия: моральный и правовой аспекты
- 50.Представления о свободе и подлинности бытия в экзистенциализме.
- 51.Этика права
- 52.Этика в России XIX-XX веков: от западников и славянофилов до этики ненасилия л.А. Толстого и нравственной философии всеединства в.С. Соловьева.
- 54. Национальное и общечеловеческое в морали.
- 55. Древнеиндийская этико-философская мысль (джайнизм, буддизм).
- 57. Этические учения Древнего Китая (даосизм, конфуцианство).
- 56.Идеалы и нравственные ценности
- 58.Мораль и другие формы общественного сознания.
- 59. Характерные черты и основные идеи античной этики.
- 60.Структура морали