15 Основные идеи «Никомаховой этики» Аристотеля.
«НИКОМАХОВА ЭТИКА», сочинение Аристотеля, датируется 2-м афинским периодом (334-322 до н. э.); представляет собой запись лекционного курса, другой вариант которого (предположительно, более ранний) известен как «Евдемова этика». Современные названия обеих этик, по-видимому, впервые были зафиксированы в издании Андроника Родосского. Высказывались различные толкования смысла слова «Никомахова»: 1) посвящение отцу Аристотеля Никомаху; 2) посвящение сыну Аристотеля Никомаху; 3) редактирование сыном Никомахом текста этики; 4) авторство Никомаха. Согласно Порфирию (apud Elias. In Isag. 33, 1-2 Busse), этика названа «Малой Никомаховой», потому что посвящена сыну, в отличие от «Большой Никомаховой» (совр. «Большой этики»), посвященной отцу.
«Никомахова этика» (далее Ε. Ν.) состоит из 10 книг, ее текст отличает композиционная законченность и стройность в изложении этического учения. Сквозным вопросом является вопрос о счастье (εὐδαιμονία) как высшем благе, которым начинается и завершается произведение. Основные темы, излагаемые Аристотелем: кн. I: предмет и метод этики; виды благ; понятие счастья; кн. II: виды добродетели; нравственная добродетель в ее общем определении; кн. III: условия возникновения нравственной добродетели; отдельные нравственные добродетели; кн. IV: отдельные нравственные добродетели (продолжение); кн. V: справедливость; кн. VI: «правильное суждение» и мыслительные добродетели; кн. VII: невоздержность и воздержность, 1-й фрагмент об удовольствии; кн. VIII—IX: дружба и ее виды; кн. X: 2-й фрагмент об удовольствии; высшее благо как созерцательная жизнь. Согласно рукописной традиции, три средние книги Е. N. (кн. V-VII) тождественны средним книгам «Евдемовой» (кн. IV-VI), подробнее см. ст. «Евдемова этика».
В начале рассуждения (I, 1094al-1095al3) Аристотель говорит о подготовке слушателя, предмете и методе исследования. Предмет этики как и политики: «прекрасное и справедливое»; но этика рассматривает отдельные блага, «более известные нам», в то время как политика - общее благо, «более известное по природе», т. обр., этика предшествует политике. Исследование должно стремиться к ясности, сообразной предмету; в этическом исследовании достаточно «указать на истину для большинства случаев», приблизительно и в общих чертах (1094b 12-13; Ь20; ср. 1098а26-34), на основании выводов из общепринятых мнений (ἔνδοξα), τ. к. предмет этики не относится к существующему вечно и необходимым образом.
Цель этики как практической науки - не только познать, в чем добродетель, но и «стать добродетельными» (II, 2, 1103Ь25), т. е. ее цель - некая деятельность и жизнь. Аристотель выделяет три образа жизни, соответствующие целям деятельности (1095Ы7-1096а5): «жизнь ради удовольствий», «жизнь ради славы и почета», жизни ради созерцания истины». Показывая, что удовольствие и почет не приводят к жизни самодостаточной (а «совершенное благо самодостаточно », 1097Ь8), Аристотель полагает созерцательную жизнь самодостаточной и подобающей философам. Поскольку совершенной считается цель, «избираемая всегда сама по себе и никогда как средство», предметом этики в качестве высшей достижимой цели и блага является счастье (1097а30), - это «очевидное» и «общепризнанное» начало дальнейшего исследования, которое должно точнее определить, что такое счастье.
Аристотель отказывается от платоновского трансцендентного высшего Блага, ибо 1) «благо» не ограничено одной категорией и имеет столько же значений, сколько и «бытие» (1096а25), следовательно, «нет блага как чего-то общего, объединенного одной идеей» (1096Ь25); 2) даже если и допустить такое благо, предмет этики - «благо человеческое», «практически достижимое». Размышление Аристотеля о том, что «идеи ввели люди нам дорогие», однако нужно «ради спасения истины отказаться и от того, что дорого, ибо... долг благочестия велит истину ценить выше» (1096а 13-15) впоследствии превратилось в популярный афоризм «Платон мне друг, но истина дороже».
Предварительное определение счастья Аристотель дает исходя из «назначения» человека (1097Ь25-1098а25): если есть назначение у отдельных органов, должно быть назначение и у человека; поскольку человек отличается разумом (λόγος), его назначение - «разумная деятельность души» (а7). Поскольку же действующим лицом предполагается хороший и достойный человек, τὸ «человеческое благо представляет собой деятельность души сообразно добродетели-арете» (al8). Для счастливой полной жизни нужны не только блага душевные (добродетели), но также внешние (дети, друзья и т. д.) и телесные (красота, здоровье) как его необходимые условия и полезные орудия (1099Ь27-28), ибо «едва ли счастлив безобразный с виду, дурного происхождения, одинокий и бездетный» (ЬЗ-4).
Учение о добродетели. Аристотель выводит два вида добродетелей согласно двум частям души: нравственные соответствуют неразумной части души , мыслительные (διανοητικαί, «дианоэтические») - разумной; первые возникают благодаря упражнению и привычке, вторые - благодаря обучению. По Аристотелю, само слово «этика» (от ἦθος, нрав) близко слову «привычка» - II, 1103а17.
Добродетель есть «устойчивое состояние» , при котором человек хорошо выполняет свое предназначение. Нравственная добродетель состоит в обладании серединой (разумной мерой) между двумя крайностями - «избытком» и «недостатком» по отношению к той или иной страсти , эти крайности и есть пороки. Напр., мужество является серединой между трусостью и отвагой и связано с преодолением чувства страха; целомудрие - серединой между бесчувственностью и распущенностью в связи с ощущениями приятного, и т. д. (1107b-1108b). Меру устанавливает правильное суждение, т. е. разум вместе с волевым устремлением. Нравственный поступок совершается самостоятельно и по выбору, последний получает определение как сознательное, «сопровождаемое обсуждением стремление к тому, что зависит от человека» (III, 1113а10, ср. VI, 1139Ь4-5: «разумное стремление».
Далее в кн. III-V Аристотель рассматривает отдельные нравственные добродетели: мужество, целомудрие, щедрость, величие души, ровность и др.; особое внимание уделяет справедливости как частной добродетели и ее видам: справедливости распределительной и исправительной). Кн. VI посвящена мыслительным добродетелям, соответствующим дополнительному разделению разумной души на «научную» и «рассчитывающую»: первая познает неизменное, вторая — изменчивое, происходящее «то так, то иначе». Мыслительные добродетели: созерцательный ум (нус), научное знание (эиистеме), мудрость (софия), практический разум (фронесис), «понятливость», «сообразительность», «разумение» (гноме).
После исследования добродетелей Аристотель обращается к воздержности и невоздержности как «другим началам» — состояниям, отличным от добродетели и порока, но также опирающимся на удовольствие и страдание. Проблема удовольствия (ἡδονή) в Е. N. обсуждается дважды: кн. VII, гл. 12-15 (телесное удовольствие в связи с разбором невоздержности), и кн. X, гл. 1—5 (удовольствие в связи с созерцательной жизнью). Удовольствие сопровождает деятельность и придает ей завершенность (X, 1174b 31—33), т. обр. оно присуще и деятельности созерцания.
Две книги (Е. N. VIII-IX) посвящены анализу «дружбы» (φιλία) как необходимому условию прекрасной жизни (1155аЗО) и человеческого общения; виды дружбы: 1) ради удовольствия, 2) ради пользы и 3) ради добродетели (истинная дружба); только в бескорыстной дружбе добродетельных людей друг выступает не средством, а целью, будучи как бы «вторым Я».
В заключительных главах Е. N. (X, 6-10) Аристотель суммирует философский идеал «созерцательной жизни»: счастье есть созерцание (θεωρία), деятельность наилучшей части души (= ума), самодостаточная и приятная: «философия заключает в себе удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости»; такая жизнь близка божественной. На втором месте - «жизнь по любой другой добродетели». К добродетели немногих ведет чувство прекрасного, большинство чуждо философии и повинуется страху перед наказанием. Поэтому велика роль государства, берущего на себя нравственное воспитание граждан и установление справедливых законов.
- 1. Происхождение и содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность».
- 2. Неоклассическая этика 2-ой половины XIX века (а. Шопенгауэр, ф. Ницше, с. Кьеркегор).
- 3. Нравственная культура личности.
- 4.Теория справедливости Дж. Ролза.
- 5. Гуманистическая этика э.Фромма.
- 6. Предмет и функции этики.
- 7. Этика Сократа и его последователей.
- 8 Взаимодействие морали и права как форм общественного сознания.
- 9 Этический релятивизм софистов и этический рационализм Сократа: сравнительный анализ.
- 10. Добро и зло как центральные категории этики и нравственного сознания.
- 11 Этика Платона: идеальное государство и проблема воспитания личности.
- 12 Справедливость как категория морали и права.
- 13 Место этики в философской системе Аристотеля.
- 14. Индивидуализм и коллективизм как нравственные принципы взаимодействия людей.
- 15 Основные идеи «Никомаховой этики» Аристотеля.
- 16 Нравственные основы социального взаимодействия. Мораль как регулятор человеческого поведения.
- 17 Эллинистическая этика (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм).
- 18 Нравственная мотивация и поведение человека.
- 19 Этика Ветхого и Нового Завета: сравнительный анализ.
- 20 Ответственность и её виды. Свобода и ответственность.
- 21 Основные принципы христианской этики Средневековья.
- 22. Императивность морали и нравственное совершенствование личности.
- 23 Нравственные представления в исламе.
- 24 Совесть, стыд, вина, грех как категории светской и религиозной этики.
- 25 Эволюция этической мысли в эпоху Возрождения.
- 26 Честь и достоинство как соотносимые категории этики.
- 27. Этический релятивизм прагматизма (ч. Пирс)
- 28 Свобода воли и необходимость как категории этики.
- 29 Этика протестантизма и ее роль в развитии капитализма (м.Вебер).
- 30 Счастье и смысл жизни как нравственные ценности и категории этики.
- 31. Профессиональная этика и ее разновидности.
- 32.Характерные черты российской нравственной мысли.
- 33. Этические воззрения Нового времени (р.Декарт, б. Спиноза и др.).
- 34.Моральные ценности и моральная оценка
- 35. Основные проблемы этики Просвещения.
- 36. Этика эвдемонизма и гедонистическое отношение к жизни: сходство и различие.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38. Ригоризм и утилитаризм как этические позиции.
- 39. Разумный эгоизм
- 40. Происхождение морали
- 41. Учение г.Гегеля о свободе и нравственности.
- 42. Исторические типы морали
- 43. Этика «туизма» л. Фейербаха.
- 47. Тоже сами, потому что это легко, а мне уже лень
- 45.Любовь и дружба как категории этики.Любовь как высшая ценность
- 46. Нравственные типы личности и проблема воспитания достойного гражданина.
- 48.Суть моральной критики основ современной цивилизации (Франкфуртская школа, а. Швейцер, и др.).
- 49. Проблема ненасилия: моральный и правовой аспекты
- 50.Представления о свободе и подлинности бытия в экзистенциализме.
- 51.Этика права
- 52.Этика в России XIX-XX веков: от западников и славянофилов до этики ненасилия л.А. Толстого и нравственной философии всеединства в.С. Соловьева.
- 54. Национальное и общечеловеческое в морали.
- 55. Древнеиндийская этико-философская мысль (джайнизм, буддизм).
- 57. Этические учения Древнего Китая (даосизм, конфуцианство).
- 56.Идеалы и нравственные ценности
- 58.Мораль и другие формы общественного сознания.
- 59. Характерные черты и основные идеи античной этики.
- 60.Структура морали