logo
etika_1-60

25 Эволюция этической мысли в эпоху Возрождения.

В эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.) в связи с развитием социальных отношений, зарождением новых капиталистических отношений происходит существенный поворот в этических исканиях. Этика эпохи Возрождения базируется на принципах гуманизма. Гуманисты эпохи Возрождения полны веры в безграничные возможности человека. Человек, с их точки зрения, это центр Вселенной, свободное самостоятельное существо, творец своей судьбы и самого себя. Основное предназначение человека они видели в познании и преобразовании мира, украшении его своим трудом, в развитии искусств, наук и религии.

В противовес средневековому христианскому аскетизму с его представлением о том, что земная жизнь не имеет самостоятельной ценности и есть лишь подготовка к вечной небесной жизни, гуманисты отстаивают идею самоценности земной жизни. В этике эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. Для человека имеет значение не только духовная жизнь. Человек – это телесное существо, и тело – это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обусловливая греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. Одна из ключевых идей этики эпохи Возрождения – естественность земных радостей и чувственных наслаждений.

Идеологи Возрождения Лоренцо Валла (1407-1457 гг.), Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.) выступили с позиций эпикуреизма. Лоренцо Валла в работе «О наслаждении как истинном благе» доказывал, что Бог и природа – одно и то же. Обожествленная природа благосклонна к человеку, и от нее не может исходить зло. Наиболее естественным чувством человека, с точки зрения Валлы, является чувство самосохранения. «А что более сохраняет жизнь нежели удовольствие?». И Валла делает вывод: стремление к удовольствию есть требование природы, поэтому безнравственных наслаждений не существует. Добродетельно то, что ведет к наслаждению. И среди наслаждений предпочтение отдается физическому наслаждению.

Наиболее радикальные идеологи гуманизма доходили до отрицания религиозной основы нравственных ценностей. Так, в частности, итальянский мыслитель Пьетро Помпанацци (1462-1524 гг.) в своей работе «О бессмертии души» доказывал, что добродетель независима от веры в бессмертие, она чище и достойнее, поскольку не заботится о наградах и наказаниях. Многие праведные и благородные люди не верили в бессмертие, тогда как порочные верили в него.