29 Этика протестантизма и ее роль в развитии капитализма (м.Вебер).
Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности.
Термин «Протестантская трудовая этика» был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма".
М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия, Голландия.
По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. М. Вебер полемизировал с марксистами о причинах развития капитализма. По мнению учёного, если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Др. китае, Индии,, но эти страны не смогли создать эффективной экономики. Условия возникновения капитализма имелись и в Древней Греции и в Древнем Риме, но в античном обществе труд был не слишком престижен и считался уделом рабов. М. Вебер различал «современный капитализм» и «традиционный капитализм» и подчёркивал, что протестантский тип поведения зачастую морально осуждался в традиционных обществах.
В противоположность протестантам, капиталисты традиционного общества, наоборот, стремились минимизировать собственные трудовые усилия и предпочитали наиболее простые виды заработка, например, путём установления монополии или особых отношений с властями.
По мнению М. Вебера, протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу.
М. Вебер считал, что современный капитализм перешёл к самовоспроизводству протестантской трудовой этики и более не нуждается в её религиозном обосновании.
Точка зрения М. Вебера получает некоторое подтверждение при анализе современных протестантских общин в Латинской Америке (где миллионы людей за последние 20 лет перешли из католицизма в протестантизм). Как показывают исследования, сменившие религию люди из бедных слоёв поднимают свой жизненный уровень быстрее, чем католики. Однако в среде среднего класса эта закономерность не действует.
- 1. Происхождение и содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность».
- 2. Неоклассическая этика 2-ой половины XIX века (а. Шопенгауэр, ф. Ницше, с. Кьеркегор).
- 3. Нравственная культура личности.
- 4.Теория справедливости Дж. Ролза.
- 5. Гуманистическая этика э.Фромма.
- 6. Предмет и функции этики.
- 7. Этика Сократа и его последователей.
- 8 Взаимодействие морали и права как форм общественного сознания.
- 9 Этический релятивизм софистов и этический рационализм Сократа: сравнительный анализ.
- 10. Добро и зло как центральные категории этики и нравственного сознания.
- 11 Этика Платона: идеальное государство и проблема воспитания личности.
- 12 Справедливость как категория морали и права.
- 13 Место этики в философской системе Аристотеля.
- 14. Индивидуализм и коллективизм как нравственные принципы взаимодействия людей.
- 15 Основные идеи «Никомаховой этики» Аристотеля.
- 16 Нравственные основы социального взаимодействия. Мораль как регулятор человеческого поведения.
- 17 Эллинистическая этика (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм).
- 18 Нравственная мотивация и поведение человека.
- 19 Этика Ветхого и Нового Завета: сравнительный анализ.
- 20 Ответственность и её виды. Свобода и ответственность.
- 21 Основные принципы христианской этики Средневековья.
- 22. Императивность морали и нравственное совершенствование личности.
- 23 Нравственные представления в исламе.
- 24 Совесть, стыд, вина, грех как категории светской и религиозной этики.
- 25 Эволюция этической мысли в эпоху Возрождения.
- 26 Честь и достоинство как соотносимые категории этики.
- 27. Этический релятивизм прагматизма (ч. Пирс)
- 28 Свобода воли и необходимость как категории этики.
- 29 Этика протестантизма и ее роль в развитии капитализма (м.Вебер).
- 30 Счастье и смысл жизни как нравственные ценности и категории этики.
- 31. Профессиональная этика и ее разновидности.
- 32.Характерные черты российской нравственной мысли.
- 33. Этические воззрения Нового времени (р.Декарт, б. Спиноза и др.).
- 34.Моральные ценности и моральная оценка
- 35. Основные проблемы этики Просвещения.
- 36. Этика эвдемонизма и гедонистическое отношение к жизни: сходство и различие.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38. Ригоризм и утилитаризм как этические позиции.
- 39. Разумный эгоизм
- 40. Происхождение морали
- 41. Учение г.Гегеля о свободе и нравственности.
- 42. Исторические типы морали
- 43. Этика «туизма» л. Фейербаха.
- 47. Тоже сами, потому что это легко, а мне уже лень
- 45.Любовь и дружба как категории этики.Любовь как высшая ценность
- 46. Нравственные типы личности и проблема воспитания достойного гражданина.
- 48.Суть моральной критики основ современной цивилизации (Франкфуртская школа, а. Швейцер, и др.).
- 49. Проблема ненасилия: моральный и правовой аспекты
- 50.Представления о свободе и подлинности бытия в экзистенциализме.
- 51.Этика права
- 52.Этика в России XIX-XX веков: от западников и славянофилов до этики ненасилия л.А. Толстого и нравственной философии всеединства в.С. Соловьева.
- 54. Национальное и общечеловеческое в морали.
- 55. Древнеиндийская этико-философская мысль (джайнизм, буддизм).
- 57. Этические учения Древнего Китая (даосизм, конфуцианство).
- 56.Идеалы и нравственные ценности
- 58.Мораль и другие формы общественного сознания.
- 59. Характерные черты и основные идеи античной этики.
- 60.Структура морали