§ 1.7. Военная психология и психотерапия
Военная психология - отрасль отечественной психологии, во многом закономерно отражающая как ее состояние, развитие, особенности, так и реальные потребности войсковой практики.
Первое связано с тем, что во время ее послевоенного возрождения как теории и практической деятельности в связи с проблемами «психического» в Вооруженных Силах прошло более полувека. Патриархи военной психологии Барабанщиков А.В., Дьяченко М.И., Луков Г.Д., Платонов К.К., Феденко Н.Ф. и др., задавшие тон ее развитию, являлись последовательными представителями отечественных психологических школ. Все эти годы военные психологи черпали свои подходы исключительно из отечественных теорий под соответствующие идеологические установки. В силу малочисленности своего состава, специфичности психологической подготовленности и решаемых профессиональных задач, самостоятельной научной школы в военной психологии не сложилось, но сформировалась высокая восприимчивость к различным инновациям, позволяющая конструктивно объяснять и рассматривать разнообразные военно-психологические проблемы.
В конце 80-х годов провозглашенные в стране перемены привнесли в психологию практический интерес к мировому психологическому знанию и реальным нуждам человека. Были открыты известные в мире истины: человек двойственен по природе, предназначению, жизни. В нем всегда есть и светлое и темное, он и деятель, и нуждающийся. В этом первоидеи религий, верований, многих философиских, психологических и иных изысканий. Психология Жизни являет нам разрешение извечного вопроса о соотношении сторон психического и в психическом. Преобладающий интерес к одной стороне неизбежно влечет затемнение другой. Психология советского периода (в т.ч. военная) не без гордости может быть определена преимущественно психологией творца, преобразователя, деятеля. Духовные и зарубежные психологические школы подвели к пониманию, что чем больше душевных и психических сил требует деятельность, тем меньше их остается на «не деятельность» (иные деятельности); тем выше может быть неудовлетворенность, рассогласованность человека, ниже его целостность; тем больше он становится «нуждающимся». В связи с этим психологическая теория и практика (психотехника) может быть подразделена на 3 группы подходов:
1. Обслуживающие профессионально-деятельностную сторону человеческой активности.
2. Ориентированные на психологическую помощь нуждающемуся.
3. Интегральные.
Таким образом, изменения в культурной жизни общества повернули отечественную (и военную) психологию к двум последним группам подходов, представленным преимущественно зарубежными теориями (психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология, гештальтпсихология, психосинтез, трансперсональная психология, бихевиориальная психология, психология сознания У.Джеймса, Цигун, психология буддизма, суфизм и др.) и нетрадиционными отечественными (учение Е.Блаватской, агни-йога Рерихов, христианская психология, различные психотехники целительства: Д. Давиташвили, Х.Алиева, Н.Сытина и т.д.).
Второе объективно подкрепляет эти тенденции. Социально-политические процессы последних лет болезненно задели большинство граждан страны, привели к деформации их ценностей и идеалов, заострению черт характера, повышенной нервозности, снижению адаптивных возможностей психики и организма. В Вооруженных Силах это усугубляется падением престижа службы, перегрузкой второстепенными видами деятельности на фоне невысокой заботы о нуждах военнослужащих и членов их семей; постоянным сокращением и неукомплектованностью армии; традиционными сложностями межличностного взаимодействия в замкнутых группах; привлечением военнослужащих к выполнению несвойственных им ранее функций в районах социальной напряженности, характеризующихся экстремальностью воздействия на психику и организм. В Вооруженных Силах страны, становящейся на путь гуманизации, закономерно возникла проблема психического здоровья человека в условиях воинской службы. В таком аспекте она обозначается впервые.
В предыдущие годы военнослужащий рассматривался преимущественно как «деятель", призванный безусловно осознавать и самоотверженно, коллективистски выполнять поставленные задачи любой сложности. В случае возникновения трудностей предлагалась система его поддержки должностными лицами, государственными структурами, позволявшая даже при потере или ухудшении здоровья продолжать жизнедеятельность на уровне средних стандартов, т.е. вполне обеспеченно. И эта система в основном срабатывала. Однако афганская война обнажила многочисленные проблемы ее ветеранов и их близких, в т.ч. менее или более отсроченных, но неотвратимых реакций на стресс.
Во второй половине 80-х годов предпринимались попытки организовать для этой категории лиц и ей подобных комплексную социальную и психологическую поддержку, в т.ч. с участием военных психологов (Анцупова А.Я., Абдурахманова Р.А., Захарика С.В., Попова В.Е. и др.) Проведенные тогда исследования приоткрыли грустные проблемы с разнообразными отсроченными психологическими реакциями у столкнувшихся с действительными тяготами и лишениями военной службы и их близких. События последующих лет к сожалению не способствовали их разрешению.
Современные условия жизни и службы, характер выполняемых задач часто приводят лиц, причастных к воинской службе, к большим психологическим трудностям на фоне невысоких возможностей их решения. Реальная представленность современного военнослужащего России существенно изменилась: он стал не менее «деятельным", но существенно более «нуждающимся", в т.ч. в специальной психологической помощи. Не в меньшей мере «нуждаются» и многие другие причастные к воинской службе: члены семей военнослужащих, пенсионеры и т.д. Поскольку в Вооруженных Силах складывается структура социально-психологической работы и есть надежда на то, что она будет укомплектована профессионально подготовленными войсковыми психологами, можно спрогнозировать оказание специальной психологической помощи «нуждающимся» в качестве одного из возможных направлений их деятельности при соответствующей заинтересованности лиц, формирующих социальный заказ для этих специалистов, и создании условий для их углубленной (профессиональной) подготовки в этом направлении.
Таким образом, с одной стороны, есть круг действительных психологических проблем с психическим здоровьем человека в условиях воинской службы, никем профессионально не решаемый. С другой, есть многочисленные теоретически обоснованные и практически апробированные психологические средства их разрешения, пока не нашедшие должного отражения в военной психологии. С третьей, есть потенциальный отряд войсковых психологов, способный овладеть этими средствами и организовать оказание специальной психологической помощи «нуждающимся» в условиях воинской службы.
Наличие объекта, субъекта и средств профессиональной деятельности войсковых психологов позволяет предположить возможность формирования в рамках военной психологии новой отрасли - психотерапии в условиях воинской деятельности как теории и практики выявления психогенно обусловленных психологических проблем и трудностей личностного роста, расстройств психического здоровья и их преодоления средствами профессиональной психологической помощи. Термин «психотерапия» многозначен (психе - душа, терапия - лечение) и может быть интерпретирован как лечение, исправление, гармонизация души, восстановление ее целостности, обретение Самости. Это может быть достигнуто как традиционными - медицинскими, духовными, психологическими средствами, так и нетрадиционными. В мировой светской практике признанными являются и медицинская, и психологическая психотерапия.
В отечественной практике встречается необоснованное, на наш взгляд, сужение последней до рамок психокоррекции.
Объектом психологической психотерапии (для краткости в дальнейшем - психотерапии) являются лица, испытывающие проблемы и трудности личностного роста и расстройства психического здоровья.
Психическое здоровье в условиях воинской службы - комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизической усталости, истощенности, наличных адаптивно-компенсаторных возможностей психики.
В исследованиях человека - «деятеля» в военной психологии эффективно используется системно-ситуативный подход, в рамках которого отражается и проблематика человека «нуждающегося». В соответствии с ним, психологическая сущность жизни, в которой профессиональная деятельность только один из ее аспектов, заключается в принятии (выборе, вхождении) многочисленных ситуаций жизнедеятельности и их более-менее успешном разрешении. Это влечет за собой расходование энергетических ресурсов психического здоровья и определенные последствия в виде потребности личностного роста, усталости, истощенности, расстройства.
Ситуация как психологическая единица анализа деятельности и нужды человека, есть интегральная характеристика соответствия возможностей (в первом случае - профессиональной подготовленности и готовности, во втором - психического здоровья) характеру решаемых задач в конкретных природно-климатических, временных и социально-политических, групповых условиях. Соответственно, прежняя трехчленная структура ситуации может быть непротиворечиво дополнены до пятиэлементной (рис.1) с выделением конструктивных и деструктивных связей между ними:
а) социально-политические, групповые условия;
б) профессиональная подготовленность, готовность;
в) характер выполняемой задачи;
г) природно-климатические, временные условия;
д) психическое здоровье
Рис.1 Психологическая структура ситуации.
В предлагаемой схеме конструктивные связи представляются следующими: социально-политическая обстановка, групповая динамика воинского подразделения обеспечивает профессиональную подготовленность, в т.ч. психологическую готовность военнослужащих; подготовленность и готовность в соответствующей обстановке и динамике обеспечивают выполнение поставленных задач; профессиональное выполнение задач воинской деятельности сберегает, защищает среду обитания; все в целом сохраняет и укрепляет психическое здоровье; психическое здоровье военнослужащих обеспечивает высокую групповую динамику подразделений и должный социально-психологический климат и т.д. Деструктивные связи проявляются в том, что нездоровая социально-политическая обстановка и групповая динамика отрицательно сказываются на выполнении задач; выполнение задач особенно неэффективное разрушает психическое здоровье; ухудшение психического здоровья снижает профессиональную подготовленность военнослужащих...
Следовательно, чем ниже профессионализм военнослужащих, специфичнее решаемые ими задачи, неблагоприятнее социально-политическая обстановка, групповая динамика, экологическая обстановка, тем больше разнообразных трудностей с психическим здоровьем. Хотя и при относительной оптимальности всех элементов ситуации, сам характер воинской деятельности в силу своей сложности, напряженности, стрессогенности обязывает уделять специальное значение профилактике и психотерапии психического здоровья, о чем свидетельствует опыт передовых зарубежных армий, в которых ставка делается не на численное превосходство, а на профессионализм, самоценность воинов.
Согласно рассматриваемой структуре и существующим в психологии подходам (Шведин Б.Я., Федотов А.Ю. и др.) целесообразно выделять группы субъективной сложности ситуаций и уровни психического здоровья (Братусь Б.С., Собчик Л.Н. и др.). В простейшем варианте (см. рис.2) это:
1. Класс ситуаций на духовный и жизненный смысл деятельности, чему соответствует духовный уровень психического здоровья;
2. Класс ситуаций личностного отнесения к окружающему, чему соответствует характерологический уровень психического здоровья;
3. Класс ситуаций на качество психофизического взаимодействия с окружающим, чему соответствует психофизический уровень психического здоровья.
Чем больших энергетических усилий социальной (профессиональной, общечеловеческой) нормативной заданности требует ситуация определенного класса, тем больше вероятность снижения психического ресурса соответствующего уровня и разбалансированности психического здоровья военнослужащего в целом. Причем представляется маловероятностной полная компенсация ресурса психического здоровья одного уровня за счет другого. Системообразующим для военнослужащих с точки зрения общечеловеческих ценностей выступает смысловой уровень психического здоровья, а базисным психофизический.
Таким образом, психическое здоровье в условиях воинской службы - важный структурный элемент ситуации жизнедеятельности. Его прогнозирование или недостаточный учет отрицательно сказывается на характере и результатах деятельности в целом. С другой стороны, это сложнодетерминированное образование. В связи с обозначаемым местом в психологической структуре ситуации, проблемы психического здоровья могут быть выделены для самостоятельного рассмотрения в предлагаемой отрасли военной психологии.
Целесообразно выделять четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности (рис.2).
Рис. 2. Динамика психического здоровья в ситуациях различного класса и групп субъективной сложности (вариант).
1. Комфортные, требующие от человека минимальных энергетических затрат. Связаны с удовлетворением его потребностей. Объективно необходимы на ранних половозрастных этапах (фазах) развития, социализации, для набора психического ресурса различного уровня для взрослой жизни, для его восстановления при усталости, истощении.
2. Проблемные, повседневно-жизненные. Их разрешение требует избирательной активности, напряжения психических и физических сил. Сопровождаются личностным ростом, структурированием ресурсов психического здоровья при благоприятном разрешении ситуаций, целеустремленном преодолении сложностей. А также снижением, истощением психического ресурса определенного уровня (уровней) в соответствующие критические фазы половозрастного развития, биологических и иных циклов, по мере нарастания усталости, сложностей, разочарований, рассогласования структурных элементов ситуации в сторону повышения ее проблемности и т.д.
3. Трудные, связанные с большими энергетическими нагрузками на соответствующих уровнях психического здоровья на фоне проявления различных факторов трудности ситуации: опасности, внезапности, неопределенности, новизны; высокой интеллектуальной или (и) психофизической сложности; необходимости совмещения нескольких видов деятельности и выполнения нескольких задач; негативного группового воздействия; неблагоприятных природно-климатических и временных воздействий; смысловой противоречивости или девальвации лежащих в основе прежних смыслов ценностей и т.д. (в соответствие с традициями исследования факторов Анцуповым А.Я., Захариком С.В., Федотовым А.Ю., Швединым Б.Я. и др.).
Психические ресурсы в трудных ситуациях истощаются пропорционально нарастанию усталости, психической травмированности; обратно пропорционально профессиональной подготовленности и готовности к выполнению задач за счет сформированности ядерных психофизических качеств, умения произвольно входить в оптимальное профессиональное состояние и восстанавливаться.
4. Экстремальные, связанные с запредельным смысловыми, характерологическими, психофизическими нагрузками, т.е. превышающими адаптивно-компенсаторные возможности психики и организма и сопровождающиеся нарушением (разрушением) психического здоровья.
Ресурс психического здоровья каждого уровня может быть оптимальным (N+), средним (N+-), низким (N-). За этими рамками можно выделить идеальный ресурс (Ni). Попытки приблизить человека к нему (или приблизиться), нарушают гармоничность психического здоровья, оборачиваются разрушительными последствиями для воина. А также аномальный ресурс (Nа), т.е. психическое нездоровье, болезнь, разрушение личностной целостности.
Воинская деятельность объективно предполагает преобладание ситуаций II и III групп сложности в мирное время и III и IV групп сложности в боевой обстановке. В связи с этим в военной психологии и у войсковых психологов актуальными являются следующие задачи:
за счет психологически обоснованной профессиональной подготовленности и готовности военнослужащих «сместить» субъективный рубеж ситуаций III-IV групп сложности в сторону уменьшения последнего;
оснастить профессионально подготовленных военнослужащих психологическими средствами вхождения в оптимальное профессиональное состояние и восстановления психического ресурса для сохранения профессиональной эффективности и психического здоровья в ситуациях II-IV групп сложности.
диагностировать, прогнозировать динамику изменения профессиональной пригодности и психического здоровья военнослужащих в различных ситуациях воинской деятельности; отбирать и подбирать лиц для этой деятельности;
просвещать заинтересованных в вопросах психического здоровья;
консультировать «нуждающихся» в преодолении проблем и трудностей в психическом здоровье;
обосновать систему средств наращивания психического ресурса в интересах профессионализма и личностного роста;
проводить психологическую терапию психогенно обусловленных проблем, трудностей и пограничных психических расстройств психического здоровья.
В широком смысле слова психотерапия в условиях воинской деятельности может охватывать весь круг этих задач, в узком - только последние 3-4, т.е. выступать собственно психотерапевтической помощью «нуждающимся» в сохранении, развитии и восстановлении психического здоровья.
Обращение войсковых психологов к этим задачам требует от них углубленной профессиональной подготовки в вопросах анатомии, физиологии, патопсихологии, психопатологии, теорий и техник диагностики, консультирования, психотерапии, психологомедицинской, психологосудебной экспертизы и т.д. Кроме того, обращение к этой сфере деятельности требует специализации именно в ней, существенно ограничивает возможность выполнения других задач. Логично предположить, что войсковой психолог сегодня вряд ли может быть квалифицированным «многостаночником", как и врач, педагог, военный специалист и т.д. Если вести речь о профессиональной деятельности, о профессионализме в деятельности, то она должна быть строго очерчена, специализирована. Одним из таких направлений может быть психологическая психотерапия, осуществляемая психологами-психотерапевтами. Наиболее эффективной эта деятельность могла бы быть при объединении усилий психологов-психотерапевтов, врачей-психотерапевтов, психиатров.
- Военная психология:
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Методологические проблемы военной психологии.
- § 1.2. Зачем военному психологу знание истории психологии?
- §1.4. Социально-психологические проблемы военной психологии
- § 1.5. Возрастная психология как составляющая методологических основ военной психологии
- § 1.7. Военная психология и психотерапия
- Раздел 2. Военная психология как отрасль психологической науки
- §2.1. Развитие военной психологии в России до 1917 года
- I. Формирование системы военной психологии в России.
- 2. Узловые разделы военно-психологической науки середины х1х - начала хх века
- Заключение
- §2.2. Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917г.
- § 2.3. Основные направления развития зарубежной военной психологии
- 1. Теоретико-методологические основы зарубежной военной психологии
- Бихевиоризм и военная психология
- Военная психология и глубинные теории
- 2. Современные тенденции развития зарубежной военной психологии (на примере сша)
- 2. Развитие военной психологии в Германии
- § 2.4. Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий. Краткое содержание
- §2.5. Психология боевой подготовки военнослужащих.
- 1. Психологическая характеристика процесса боевой подготовки в полку.
- Практическая деятельность военных специалистов (социальный заказ)
- I. Психологические условия эффективности боевой подготовки.
- Его применение к решению прак-тических задач
- Психологическая подготовка воинов к бою
- § 2.6. Психология воинской дисциплины.
- 1. Проблема дисциплины в военной психологии.
- 2. Научно-психологическое обеспечение дисциплинарной деятельности в части (подразделении)
- § 2.7. Современный бой и его влияние на психику воинов.
- 1. Факторы, определяющие активность воина в бою.
- 2. Закономерности проявления психики и поведения воинов в бою.
- 1. Предупреждение
- 2. Пресечение
- 3. Ликвидация последствий
- § 2.9. Психология риска в управленческой деятельности командира в бою.
- 1. На этапе планирования:
- 1. На этапе планирования занятий по боевой и психологической подготовке.
- 4. После проведения занятий:
- 2. В ходе занятий:
- 1. При планировании занятий по физподготовке:
- Опасность
- § 2.10. Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах боя и в условиях применения омп.
- § 2.11. Пути и способы поддержания психологической устойчивости и боевой активности личного состава в ходе боевых действий
- § 2.12. Противодействие психологическим операциям противника как задача психологического обеспечения современного боя.
- I. Психологические операции в современной войне.
- II. Пути противодействия психологическому воздействию противника.
- § 2.13. Боевой стресс и его психологические последствия
- § 2.14. Посттравматические стрессовые расстройства, пути и средства купирования
- § 2.15. Психологическое обеспечение боевой деятельности.
- Содержание и организация работы по психологическому обеспечению боевой деятельности
- § 2.16. Психологическое обеспечение боевой готовности, боевого дежурства
- I. Психологический анализ несения бд офицерами :
- II. Психологический анализ периода боевых действий
- III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
- §2.17. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения (части)
- 1. Понятие о морально-психологическом состоянии личного состава подразделения, части
- Аналитическая деятельность командира по анализу и оценке морально-психологических состояний военнослужащих
- Ядро мпс
- 1. Факторы эффективности групповой деятельности как социально-психологического процесса
- 2. Социально-психологические закономерности групповых процессов
- § 2.19. Сплоченность боевых расчетов (экипажей)
- Сущность сплоченности
- Изучение сплоченности
- Основные направления сплочения коллективов
- § 2.20. Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах
- I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
- 2. Деятельностно-групповое регулирование и предупреждение неуставных взаимоотношений
- § 2.21. Отрицательное лидерство в первичных воинских коллективах.
- Особенности развития отрицательного лидерства в армейских подразделениях
- 1 Этап. Самоопределение военнослужащих в первичных воинских коллективах.
- Рекомендации по применению метода социометрического анкетирования.
- 1. Индекс социометрического статуса:
- 2. Индекс эмоциональной экспансивности:
- 3. Социометрический индекс адаптированности:
- § 2.22. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика
- 1. Структура и динамика суицидального поведения
- 2. Профилактика суицидального поведения.
- § 2.23. Особенности конфликтов во взаимоотношениях офицеров
- 1. Сущность конфликтов и их классификация
- 2. Особенности конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
- § 2.24. Основные направления психологического исследования воинского коллектива
- 1. Компоненты социально-психологической структуры воинского коллектива
- 2. Задачи психологического исследования воинского коллектива