logo
Абдурахманов Р

Основные направления сплочения коллективов

Основные направления сплочения экипажей и боевых расчетов можно охарактеризовать, опираясь на социально-психологическую концепцию сплоченности с выделением таких ведущих ее компонентов, как морально-политическое единство, боевая сработанность и психологическая совместимость. В соответствии с ней к числу таких направлений деятельности командиров, их заместителей по воспитательной работе и военных психологов можно отнести: оптимизацию взаимоотношений в морально-политической сфере, формирование боевой сработанности членов экипажа и совершенствование психологической совместимости.

Оптимизация взаимоотношений в морально-политической сфере с целью формирования морально-политического единства многими авторами признается в качестве ведущего направления сплочения воинских экипажей и боевых расчетов, которое реализуется через формирование статических предпосылок морально-политического единства и актуализацию статики 1 в конкретные мотивы взаимного доверия членов экипажа.

1. К статическим предпосылкам морально-политического единства относятся медленно изменяющиеся мировоззренческие взгляды и убеждения воина.

В самом термине морально-политическое единство путем логических рассуждений могут быть выделены основные этапы его достижения. Это, прежде всего, оценка уровня развития и содержательных характеристик мировоззрения каждого из членов экипажа. За ним следует сопоставление политических, нравственных, религиозных и других позиций каждого из партнеров, в результате которого выявляется степень их идентичности, отсутствие принципиальных расхождений во взглядах и убеждениях воинов на предназначение армии, на необходимость вооруженной защиты отечества, совершенствование воинского мастерства, на укрепление воинской дисциплины и т.д. И наконец, это преобразование общности во взглядах в субъективное чувство взаимного доверия членов экипажа как единомышленников. Формы работы по достижению морально-политического единства достаточно хорошо известны из опыта аналогичной деятельности политработников в Советской Армии.

Большие возможности сплочения экипажей скрыты в формировании боевой сработанности в рамках боевой подготовки. Это может осуществляться через достижение высокого уровня индивидуального и группового воинского мастерства как ведущей предпосылки эффективной совместной деятельности и реализации ее на субъективном уровне во взаимопонимание между специалистами профессионалами как членами экипажа.

Формированию боевой сработанности способствует взаимная осведомленность членов экипажа о профессионально важных качествах друг друга. Решению этой задачи помогает использование напряженных ситуаций, которые не только способствуют быстрому раскрытию основных индивидуально-психологических качеств личности сослуживца, но и позволяют проверить его ценность для совместного боевого функционирования, приемлемость в качестве надежного товарища-профессионала. Поэтому оправданным бывает целенаправленное моделирование таких чрезвычайных ситуаций с целью ускорения вхождения новичка в сложившийся коллектив. Весьма полезно также для целей формирования профессионально-боевой слаженности использовать повседневные, порой незначительные на первый взгляд, эпизоды совместной боевой работы в процессе групповых теоретических занятий, при несении караульной и внутренней служб в составе экипажа или боевого расчета, в ходе отработки нормативов на полевых занятиях и учениях, при работе на специальных тренажерах. Официальные лица должны организовывать и стимулировать шефство, наставничество опытных воинов старших призывов над только что пришедшими в часть вчерашними призывниками. Причем этот процесс не следует ограничивать простой передачей профессионального мастерства и опыта. Готовя себе равноценную профессиональную замену в полном смысле этого слова, наставник знакомит пришедшего воина с традициями, достижениями, особенностями взаимоотношений, тонкостями внутригруппового общения. По сути дела, он берет новичка под свою опеку, защиту, покровительство, снимает для него силой своего авторитета многие шероховатости адаптационного периода. Другими словами, наставник не только помогает новичку стать высококвалифицированным мастером своей специальности, но и содействует признанию этого факта членами всего экипажа, способствует ускорению процесса срабатываемости, установлению профессионального взаимопонимания, без которого невозможно качественное решение совместных боевых задач.

Совершенствование психологической совместимости в межличностно-бытовой сфере завершает процесс окончательного принятия новичка в экипаж. Если в служебных взаимоотношениях контакты являются вынужденно необходимыми и строго регламентированными, то в быту они устанавливаются более естественно под влиянием эмоциональных увлечений и случайных впечатлений. Несмотря на это и здесь роль опытного наставника весьма существенна. Шуткой, поддержкой, тактичным замечанием он может легко снять ситуативно возникшую конфликтность, создать благоприятную установку у членов экипажа на положительную эмоциональную оценку новичка, на снисхождение к его промахам.

Большое влияние на психологическую совместимость может оказать организация встречи прибывающего пополнения. Особо эффективна раздельная работа со встречающими и встречаемыми. Если новичков необходимо ориентировать на уважение к опыту, знаниям и умениям ветеранов, на вежливое признание их достижений с одновременным тактичным, но настойчивым поддержанием чувства собственного достоинства, то у старослужащих следует выработать установку на восприятие молодежи в качестве нуждающихся в поддержке младших братьев, неопытных в службе и легко ранимых в незнакомой обстановке. Воинам старших периодов службы полезно напомнить их прошлые впечатления в аналогичной ситуации. Хорошо также при последующей совместной встрече охарактеризовать как успехи ветеранов, так и уровень подготовки к службе новичков (их достижения в труде, спорте, художественной самодеятельности и т.д.) В этом отношении оправдывают себя творческие вечера представляюсь коллективу, встречи по профессиям, по увлечениям. Хорошо сближаются воины с общностью судеб до службы в армии. Этому же способствует совпадение целей у воинов на разных этапах службы, перспектив на послеармейский период.

Сплочению коллектива содействует опора на российские традиции войскового товарищества, дружбы и взаимовыручки. Для ориентации воинов на лучшее взаимопонимание целесообразно проводить общие собрания личного состава с обсуждением проблемы взаимоотношений в естественной обстановке без лишней регламентации, формализма, скучных докладов и зачитки по шпаргалке заранее подготовленных выступлений. Этой же цели служат тематические материалы в военной прессе, в произведениях литературы и искусства.

В ряде случаев полезно оценить степень вспыльчивости, нервно-психической неустойчивости воинов. Особое внимание следует уделять воинам холерического темперамента со слабым процессом торможения и недостаточно развитыми навыками самообладания, волевого самоуправления. Воины должны знать, что у любого спора есть начальная стадия, на которой он легко гасится, что умение предотвратить столкновение характеров формируется, что этому можно и нужно учиться. Наряду с сознательными, волевыми приемами правильного построения взаимоотношений, членам экипажа необходимо овладеть аутогенной психорегулирующей тренировкой, методом управляемой саморегуляции и другими способами своевременного снятия напряженности, недопущения аффективных состояний.

Весьма значима в этом смысле роль военного психолога, который может ознакомить воинов с теорией конфликта, побеседовать с его участниками, провести разбор его причин, помочь спорщикам почувствовать позицию соперника, стать на его место.

Такая беседа должна проводиться без лишних свидетелей в спокойной и доверительной обстановке. Но еще лучше, если работа с членами экипажа носит предваряющий, профилактический характер, когда еще зарождающиеся предпосылки несовместимости легко блокируются, когда легко корректируются установки на общение и создаются условия для хорошей сплоченности.

На эти же цели должна быть направлена правовая пропаганда, распространение среди членов экипажа юридических знаний, формирование у каждого из них личной ответственности за нарушение законов, за ущемление личного достоинства и чести партнера.

Но, несмотря на важность вышеперечисленных путей формирования психологической совместимости, следует помнить об особой ее зависимости от наличия в группе лиц, стремящихся к завоеванию и упрочению своего негативного лидерского статуса через создание преднамеренных конфликтов и стараться выявлять их на призывных пунктах или, в крайнем случае, сразу после прибытия молодого пополнения в часть. Ценными источниками информации о таких воинах являются школьные педагоги, родители, спортивные тренеры, соседи и особенно милиция. При непосредственном изучении молодого пополнения следует обращать внимание на внешние проявления их отрицательных качеств (невоспитанность, грубость, наглость, высокомерие, сквернословие, невысокий интеллект, психическую неуравновешенность, нарушение формы одежды и т.д.).

Вопросы изучения личностных особенностей воинов тесно связаны с предопределяющими сплоченность вопросами подбора и комплектования экипажей. Содержательная сторона этих понятий не имеет принципиальных различий. Но на практике термин подбор чаще всего употребляется тогда, когда нужно подобрать к имеющимся членам экипажа оптимально подходящего недостающего воина. В более редких случаях, когда речь идет о замене большей части экипажа (вплоть до создания нового экипажа), целесообразнее использовать термин комплектование экипажа. Причем, если комплектование предусматривает поиск наилучшего сочетания партнеров в составе экипажа, то при подборе приходится ориентироваться как на уже изученные ранее особенности неукомплектованного экипажа, так и на изучение находящихся вне его кандидатов. Требования к кандидатам основываются на: выявлении у них необходимого уровня индивидуального профессионального мастерства, соответствии социальной роли кандидата в системе неофициальных взаимоотношений требуемому типу социальной роли в экипаже, недопущении в число кандидатов лиц, склонных к конфликтам.

Подводя итог, можно отметить, что сплочение экипажа - дело тонкое, требующее участия в нем не только командиров, их заместителей по воспитательной работе, военных психологов и кадровых работников, но и активного отношения к этой работе личного состава экипажей и боевых расчетов.