2. Профилактика суицидального поведения.
Определение риска возможного суицида - задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидентом, с какого момента и при каких условиях военнослужащий может быть включен в «группу риска", не имеют однозначного решения, поскольку само понятие «суицидального риска» подразумевает несколько значений.
Сложившийся в превентивной суицидологии подход, в это понятие включает:
во-первых, вероятность возникновения любой формы суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск;
во-вторых, вероятность реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. риск суицидальных действий - покушений на самоубийство;
в-третьих, вероятность рецидива суицидальных актов, т.е. риск повторных суицидов.
Использование психологического подхода к определению суицидального риска позволяет установить групповые и индивидуально-психологические факторы риска. К числу групповых факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск, относятся:
а) социально-психологические:
тяжелая морально-психологическая обстановка в воинском коллективе, обусловленная в частности, неуставными взаимоотношениями между военнослужащими, нарушением дисциплинарной практики командирами и начальниками.
б) служебные:
начальный период прохождения воинской службы;
несение караульной службы и боевого дежурства (с оружием);
в) возрастные особенности военнослужащих срочной службы;
г) хронологические признаки: время года, дни недели, время суток.
На индивидуально-личностном уровне факторами, определяющий общий суицидальный риск, являются (до призыва в армию):
- условия семейного воспитания:
а) отсутствие отца в раннем детстве;
б) «матриархальный» стиль отношений в семье;
в) эмоциональная депривация, отверженность в детстве;
г) воспитание в семье, где есть алкоголики ("алкогольный климат"), психически больные, а также родственники с асоциальны ми формами поведения (отбывавшими или отбывающими уголовное наказание);
д) воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких;
- частая смена места жительства, учебы, работы;
- активное употребление алкоголя и других наркотических средств;
- совершение суицидальных попыток;
Исследование показало, что на основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить военнослужащих с высокой вероятностью реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. с риском суицидальных действий. К числу таких признаков относятся:
- открытые высказывания о желании покончить с собой (товарищам по службе, командирам, в письмах родственникам и знакомым, любимым девушкам);
- косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу сослуживцев с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т.п.; публичная демонстрация петли из каких-либо гибких предметов; игра с оружием с имитацией самоубийств и т.д.)
- активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск, средств покончить с собой (собирание таблеток, оставление и утайка патронов после выполнения учебных стрельб, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т.д.);
- фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще);
- чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, о госпитализации, предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам (зачастую военнослужащие обращаются к родственникам и знакомым с просьбой направить в воинскую часть «фиктивную» телеграмму о тяжелом семейном положении);
- нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в воинском коллективе, стремление к уединению;
- изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных ("зловещее спокойствие» и собранность), возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
- внезапное проявление несвойственных ранее военнослужащему черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, радиоприемников, значков, обмундирования и т.п.);
- утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности);
- размышления на тему самоубийства могут приобретать художественное оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы и т.п.).
При оценке суицидоопасности психологу в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять и сопоставлять как про-, так и антисуицидальные предпосылки. Hа индивидуальном уровне - это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное - к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть, например, эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; выраженное чувство долга; боязнь причинить себе физическое страдание; представление о позорности и греховности суицида; представления о неиспользованных жизненных возможностях и т.д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному военнослужащему, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот.
Серьезность угрозы суицидальных действий может быть оценена по 4-балльной системе:
0 баллов - отсутствие угрозы суицидальной попытки:
в ходе беседы не выявлены суицидальные тенденции;
военнослужащий не имеет индивидуально-личностных факторов риска, более того, обнаруживает активные и прочные антисуицидальные установки;
уверенно предлагает варианты разрешения конфликта, планирует будущее;
1 балл - возможность суицидальной попытки:
имеются суицидальные представления неглубокой степени, выступающие в пассивной форме;
острые переживания трудноразрешимой конфликтной ситуации хотя и без оформленных суицидальных тенденций;
пессимистическая оценка будущего;
(Иными словами, военнослужащий думает о попытке, но не представляет себе ее способ).
2 балла - опасность суицидальной попытки:
имеются суицидальные тенденции, в структуре которых выражены суицидальные представления и переживания;
выбран способ суицида;
3 балла - суицидальная попытка совершена, при этом наблюдается сохранение суицидальных мыслей и намерений.
Безусловно, эффективность превенции зависит прежде всего от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов.
Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального поведения военнослужащих не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К этим мерам следует отнести:
правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизни, учебы и службы военнослужащих, их быта и досуга;
организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военнослужащих;
обеспечение социальной защищенности военнослужащих, соблюдение их конституционных прав;
предупреждение неуставных взаимоотношений в воинских коллективах;
выявление групп высокого суицидального риска среди военнослужащих;
умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц (ранние признаки суицидального поведения должны знать командиры, начальники, должностные лица структур по воспитательной работе и т.д.);
адекватную психологическую помощь военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса;
Эти предпосылки к настоящему времени созданы далеко не в полной мере, отсюда и ограниченность реальных профилактических возможностей.
Направлениями деятельности психолога части, связанными с суицидологической превенцией являются:
изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах, психологических характеристик различных категорий военнослужащих в ходе боевой, и морально-психологической подготовки, несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы;
активное содействие командованию в определении наиболее целесообразных путей воздействия на психику воинов, формирование морально-психологических качеств, отвечающих требованиям служебной деятельности;
выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предложений командованию о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению;
активное участие в создании в воинских коллективах атмосферы дружбы, товарищества. взаимопомощи, уважения личного достоинства каждого военнослужащего, недопущении случаев неуставных взаимоотношений, глумления и издевательства;
своевременная разработка рекомендаций по работе с военнослужащими срочной службы, имеющими признаки затруднений адаптации;
проведение экспериментально-психологических обследований с целью выявления военнослужащих с повышенным суицидальным риском. На основе полученной информации составлять и вести суицидологическую картотеку;
активное выявление и обследование военнослужащих с суицидоопасными состояниями и тенденциями, а также совершивших суицидальные попытки. В случаях зкстренной необходимости обеспечивать их направление в госпиталь (кризисный стационар) или в ближайшее лечебное учреждение;
проведения психологического анализа каждого случая суицида, и участие в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством военнослужащих;
участие совместно с врачом части в амбулаторном приеме военнослужащих;
проведение реабилитационных мероприятий с военнослужащими совершившими суицидальную попытку, но признанных годными для дальнейшего прохождения службы;
проведение занятий с офицерами подразделений по мерам профилактики самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами окаэания первой психологической помощи подчиненным, в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка;
организация и проведение систематической работы среди военнослужащих по пропаганде психогигиенических знаний и навыков.
Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.
- Военная психология:
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Методологические проблемы военной психологии.
- § 1.2. Зачем военному психологу знание истории психологии?
- §1.4. Социально-психологические проблемы военной психологии
- § 1.5. Возрастная психология как составляющая методологических основ военной психологии
- § 1.7. Военная психология и психотерапия
- Раздел 2. Военная психология как отрасль психологической науки
- §2.1. Развитие военной психологии в России до 1917 года
- I. Формирование системы военной психологии в России.
- 2. Узловые разделы военно-психологической науки середины х1х - начала хх века
- Заключение
- §2.2. Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917г.
- § 2.3. Основные направления развития зарубежной военной психологии
- 1. Теоретико-методологические основы зарубежной военной психологии
- Бихевиоризм и военная психология
- Военная психология и глубинные теории
- 2. Современные тенденции развития зарубежной военной психологии (на примере сша)
- 2. Развитие военной психологии в Германии
- § 2.4. Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий. Краткое содержание
- §2.5. Психология боевой подготовки военнослужащих.
- 1. Психологическая характеристика процесса боевой подготовки в полку.
- Практическая деятельность военных специалистов (социальный заказ)
- I. Психологические условия эффективности боевой подготовки.
- Его применение к решению прак-тических задач
- Психологическая подготовка воинов к бою
- § 2.6. Психология воинской дисциплины.
- 1. Проблема дисциплины в военной психологии.
- 2. Научно-психологическое обеспечение дисциплинарной деятельности в части (подразделении)
- § 2.7. Современный бой и его влияние на психику воинов.
- 1. Факторы, определяющие активность воина в бою.
- 2. Закономерности проявления психики и поведения воинов в бою.
- 1. Предупреждение
- 2. Пресечение
- 3. Ликвидация последствий
- § 2.9. Психология риска в управленческой деятельности командира в бою.
- 1. На этапе планирования:
- 1. На этапе планирования занятий по боевой и психологической подготовке.
- 4. После проведения занятий:
- 2. В ходе занятий:
- 1. При планировании занятий по физподготовке:
- Опасность
- § 2.10. Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах боя и в условиях применения омп.
- § 2.11. Пути и способы поддержания психологической устойчивости и боевой активности личного состава в ходе боевых действий
- § 2.12. Противодействие психологическим операциям противника как задача психологического обеспечения современного боя.
- I. Психологические операции в современной войне.
- II. Пути противодействия психологическому воздействию противника.
- § 2.13. Боевой стресс и его психологические последствия
- § 2.14. Посттравматические стрессовые расстройства, пути и средства купирования
- § 2.15. Психологическое обеспечение боевой деятельности.
- Содержание и организация работы по психологическому обеспечению боевой деятельности
- § 2.16. Психологическое обеспечение боевой готовности, боевого дежурства
- I. Психологический анализ несения бд офицерами :
- II. Психологический анализ периода боевых действий
- III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
- §2.17. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения (части)
- 1. Понятие о морально-психологическом состоянии личного состава подразделения, части
- Аналитическая деятельность командира по анализу и оценке морально-психологических состояний военнослужащих
- Ядро мпс
- 1. Факторы эффективности групповой деятельности как социально-психологического процесса
- 2. Социально-психологические закономерности групповых процессов
- § 2.19. Сплоченность боевых расчетов (экипажей)
- Сущность сплоченности
- Изучение сплоченности
- Основные направления сплочения коллективов
- § 2.20. Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах
- I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
- 2. Деятельностно-групповое регулирование и предупреждение неуставных взаимоотношений
- § 2.21. Отрицательное лидерство в первичных воинских коллективах.
- Особенности развития отрицательного лидерства в армейских подразделениях
- 1 Этап. Самоопределение военнослужащих в первичных воинских коллективах.
- Рекомендации по применению метода социометрического анкетирования.
- 1. Индекс социометрического статуса:
- 2. Индекс эмоциональной экспансивности:
- 3. Социометрический индекс адаптированности:
- § 2.22. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика
- 1. Структура и динамика суицидального поведения
- 2. Профилактика суицидального поведения.
- § 2.23. Особенности конфликтов во взаимоотношениях офицеров
- 1. Сущность конфликтов и их классификация
- 2. Особенности конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
- § 2.24. Основные направления психологического исследования воинского коллектива
- 1. Компоненты социально-психологической структуры воинского коллектива
- 2. Задачи психологического исследования воинского коллектива