I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
В литературе можно встретить различные термины обозначающие данное нарушение взаимоотношений военнослужащих: бесчинства, глумления и издевательства, казарменное хулиганство, антиуставные и другие. В психологии негативные взаимоотношения военнослужащих получили наименование «неправильные", а впоследствии «неуставные» взаимоотношения. На определенном этапе осмысления проблемы этот термин, удовлетворил командный состав и правоохранительные органы и вошел в обиход в военной юриспруденции и официальном общении.
Наряду с официальной терминологией существует своеобразный жаргон в повседневном общении военнослужащих по призыву. В зависимости от характера воинской деятельности и срока службы военнослужащим присваиваются такие клички как: «дух", «карась", «полторашник", «краб", «тотальник", «дед", «годок", и т.п. Ключевыми словами в жаргоне являются «дед", «годок", т.е. военнослужащие последнего периода службы, что послужило основной причиной выделения понятий «дедовщина» и «годковщина». Постепенно такое наименование негативных отношений перекочевало на страницы периодических изданий и стало употребляться повсеместно.
Наличие различных терминов для обозначения одного и того же явления неуставных взаимоотношений вызывает, с одной стороны, известное противоречие в осуществлении противодействия посредством дисциплинарной практики, а с другой - определенные трудности в изучении психологических факторов, тенденций и зависимостей, которые им сопутствуют. Исследования положения дел в частях и на кораблях показывают, что неуставные взаимоотношения следует понимать как полидетерминированное явление при возникновении которого взаимодействуют социально - исторические, социально - психологические и индивидуально - личностные факторы.
Социально - исторические факторы негативных взаимоотношений могут быть представлены следующим образом: последствиями культа личности и застоя; сложной социально - экономической обстановкой в обществе; нравственно-неблагополучной атмосферой в семьях; недостатками и ошибками в учебно-воспитательной деятельности институтов социализации; разрывом между уровнем образования и уровнем воспитания, эрозией нравов, алкоголизмом и наркоманией среди отдельной части молодежи; несовершенством системы обеспечения социальной справедливости и как следствие, напряженностью во взаимоотношениях различных категорий военнослужащих.
Социальные факторы в сочетании с противоречиями в области воинской деятельности, сфере управления воинскими подразделениями, процессе комплектования частей и подразделений, наконец, воспитательной работе внесли существенную деформацию в систему боевой и повседневной жизни войск. Деформации коснулись в первую очередь наиболее слабого звена внутриколлективных явлений - взаимоотношений военнослужащих срочной службы. В содержании и направленности взаимоотношений военнослужащих развились, набрали силу процессы групповой и личной неудовлетворенности, искажающие высоконравственное поведение.
Поэтому появление неуставных взаимоотношений можно рассматривать как побочный продукт обострения социальных противоречий в обществе и негативных факторов жизнедеятельности воинских коллективов.
Вместе с тем, социальные, политические и экономические факторы и противоречия сами по себе не могут вызвать ту или иную форму поведения и отношений личности. эти противоречия, со всеми своими обострениями, проявляются, только преломляясь через конкретную деятельность и сознание людей, т.е. индивидуально-личностную сферу поведения.
Индивидуально-личностная сфера поведения и взаимодействия воина предполагает выделение по крайней мере четыре основных элемента:
познавательный (знание нравственно-правовых принципов норм и правил поведения и совместного общежития; усвоение и принятие функционально-ролевых задач и целей воинской деятельности; знание индивидуально-психологических особенностей сослуживцев и своих собственных);
эмоционально-оценочный (эмоциональная удовлетворенность характером межличностных отношений в группе; благоприятные условия на установление и поддержание дружбы и товарищества; сопереживание и соучаствование в процессе совместной деятельности);
мотивационный (потребности, стремления, идеалы дисциплинированного поведения; характер сочетания во взаимоотношениях личности воина с другими военнослужащими общественно ценных и личностно значимых побуждений; сила и устойчивость стимульных факторов высоконравственных поступков);
исполнительный (навыки, умения и опыт совместной деятельности и общения; способность и возможность адекватного возложения ответственности в случае успеха или неудачи выполнения поставленной задачи; положительные приемы и способы самовыражения и самоутверждения в группе и другие).
Данные индивидуально-личностные компоненты в сочетании с характерологическими и темпераментными особенностями воина образуют контуры позиции военнослужащего по отношению к товарищу по службе или группе воинов. Позиция воина представляет собой комплекс чувств, оценок и суждений, обусловленных поступками и качествами товарищей по совместной деятельности. В ситуации неуставных взаимоотношений позиция воина реализуется в психологической готовности военнослужащего строить свои взаимоотношения и поведение с другими определенным образом.
Типология такой готовности обычно следующая:
так называемые «активные приспособленцы", т.е. настроенные на приспособление к диктату старших военнослужащих. Эти воины сознательно идут на удовлетворение различных нужд и запросов старших по службе военнослужащих (покупают продукты питания, по собственной инициативе стирают белье и т.п.), а также информируют их о поведении молодых воинов;
относящиеся к «пассивным приспособленцам» т.е. эгоистически ориентированные военнослужащие, которые равнодушно относятся к вопросам укрепления воинской дисциплины, сторонятся общественной работы, избегают конфликтов, молчаливо сносят оскорбления в свой адрес, не проявляют активности в учебной и повседневной деятельности;
военнослужащие конфликтного типа, у которых с первых месяцев службы складываются неблагоприятные отношения с товарищами, прежде всего с сослуживцами более ранних призывов. Среди них могут быть военнослужащие: положительной направленности - позиция отличается активностью и осознанной целенаправленностью в противодействии неуставным взаимоотношениям; отрицательной направленности - поведение характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением решить все проблемы самостоятельно, часто на основе безнравственного, асоциального опыта допризывной жизнедеятельности;
военнослужащие, на поведение которых оказывает существенное влияние болезненная, навязчивая тоска по дому. Это, как правило, ранимые, психологически неуравновешенные натуры, часто замыкающиеся в себе и крайне эмоциональны.
Поэтому, вследствие фиксации той или иной типологии поведения в ситуации неуставных взаимоотношений возможно сознательное неформальное разделение старослужащими молодого пополнения на «приближенных» и «отверженных", а во взаимоотношениях начинает действовать принцип «разделяй и властвуй": умышленное ограничение коммуникаций молодого пополнения в личное и служебное время; сокращение поступления значимой для них социальной и культурной информации, насаждение идеологии «неуставщины» в общении. Воины, заканчивающие службу, выполняют при этом, как правило, «контрольные функции» в поддержании негативных традиций, а ранее подвергавшиеся неуставным взаимоотношениям выступают в роли носителей стереотипов поведения. Чаще всего среди этой категории встречаются активные генераторы различных способов принуждения и подавления молодых воинов.
Социальные и индивидуально-личностные факторы, обуславливающие становление и развитие неуставных взаимоотношений диалектически взаимосвязаны с социально-психологическими феноменами функционирования воинских подразделений. К таким феноменам следует отнести:
устойчивую внутригрупповую дифференциацию ролей и позиций в сочетании с негативным лидерством, жесткой иерархизацией микросоциальных объединений, их прав и обязанностей;
наличием гибких форм принуждения и санкций к тем военнослужащим, которые уклоняются от выполнения предписаний «неуставщины"; существование неофициального контроля и мер влияния на поведение и действия молодых воинов;
передачу искаженных привычек, традиций, ритуалов от одного призыва к другому, от старшего к младшему, сопровождающегося сокрытием и маскировкой неуставных взаимоотношений в условиях круговой поруки.
Для практиков важно представление о социально-психологических показателях неуставных взаимоотношений. К таким показателям можно отнести:
постоянное воспроизводство микросоциальных объединений военнослужащих отрицательной направленности во взаимоотношениях воинов различных призывов и периодов службы, их региональное и национальное своеобразие;
негласное существование предписаний, норм и правил действий и поведения военнослужащих различных периодов службы в повседневной жизнедеятельности; постепенное насаждение правил и норм воспроизводства искаженных традиций и ритуалов среди военнослужащих более поздних периодов призыва;
систематическое культивирование начальных форм неуставных взаимоотношений и их перерастание с предкриминальные и криминальные правонарушения;
ослабление процесса коллективистического самоопределения личности к целям и задачам совместной деятельности, сфере ее нравственных ценностей и снижение общественной активности военнослужащих;
стремление маскировать неуставные взаимоотношения через акцентирование внимания командования на недостатках и упущениях молодого пополнения, или посредством выпячивания недостатков организационных и технологических в служебной деятельности;
существование в подразделении поляризованного общественного мнения на процесс искоренения неуставных взаимоотношений и его перспективы;
психологическое давление в повседневном общении, создание привилегий в повседневной жизни и деятельности личного состава, выделении в ролевом поведении лидера, контролера и исполнителя, поддержание их активности в генерации неуставных взаимоотношений.
Функционирование указанных социально-психологических феноменов в сочетании в индивидуально-личностными факторами приводит к тому, что взаимоотношения военнослужащих в подразделении не просто нарушают определенную правовую или нравственную норму поведения, а создают сами подсистему отношений. Такая псевдосистема самоорганизующихся неуставных взаимоотношений действует так, что перераспределяет субъективную значимость отдельных видов воинской деятельности, снижает степень опосредствования межличностных отношений содержанием совместной общественно ценной деятельности. Тем самым ослабляется личностный смысл и процесс стимулирования высоконравственных взаимоотношений воинов. В конечном счете дестабилизируется вся система отношений ответственной зависимости и взаимной требовательности военнослужащих, а неуставные взаимоотношения проявляются в самых разнообразных формах.
Поэтому неуставные взаимоотношения представляют собой подсистемное социально-психологическое явление, суть которого состоит в становлении, развитии и закреплении тех негативных деловых, нравственных и эмоциональных отношений воинов различных призывов, которые обеспечивают возможность самореализации и самовыражения, тем самым психологически компенсируют состояние неудовлетворенности их групповым и личным положением.
По характеру проявления неуставные взаимоотношения целесообразно разделить на начальные, фиксированные и устойчивые. Начальные неуставные взаимоотношения представляют собой такие взаимоотношения, которые по содержанию носят характер искусственного морального и психологического превосходства одних военнослужащих над другими, как правило, более позднего периода призыва. Этот тип взаимоотношений носит скрытый, замаскированный характер и зачастую проявляется в сфере общения и через добровольные уступки отдельных военнослужащих.
Фиксированные неуставные взаимоотношения являются производными от начальных и представляют собой произвольные регламентирующие требования к действиям и поведению сослуживцев. Их отличительной особенностью является наличие ситуации угрозы насилия, посягания или оскорбления в случае невыполнения предъявляемых требований, функционирование в группе льгот и привилегий «старослужащих».
Устойчивые неуставные взаимоотношения характеризуются доминированием в некоторых группах военнослужащих антисоциальных потребностей и наличием фактов насилия и физического оскорбления военнослужащих.
Среди переменных влияющих на коллективную воинскую деятельность, значительная роль принадлежит характеру эмоционально-личностных отношений. В воинских подразделениях эта переменная связь приобретает иногда самодовлеющий характер. Такая зависимость может как укрепить, так и дестабилизировать отношения ответственной зависимости, являясь источником различных отклонений взаимоотношений.
К дестабилизирующим факторам эмоционально-личностных отношений военнослужащих в повседневной деятельности можно отнести: динамику развития групповых ценностных ориентаций военнослужащих различного опыта службы; своеобразие распределения специалистов по боевым постам и сменам в процессе совместной деятельности воинов; особенности внутрипризывного и межпризывного взаимодействия.
Так, принадлежность военнослужащего к тому или иному периоду службы коррелирует с изменением общего стиля поведения и отношений, а также ценностными ориентациями на оставшийся период службы в соответствии с их новым статусом и ролью в подразделении. «Пограничной» зоной таких изменений значимых ценностных ориентаций является середина службы. Более других военнослужащих подвержены различным дестабилизирующим факторам молодые воины. Замечено также, что по мере стабилизации функционально-ролевых ценностей, обогащения опытом службы и роста профессионального мастерства эмоциональный характер отношений внутри призыва все более дополняется содержательно-деятельными оценками возможностей друг друга. С приближением времени увольнения в запас наблюдается обратный процесс. В результате, взаимоотношения отдельных воинов одного срока призыва по своему содержательному и динамическому развитию приобретают замкнутый, обособленный характер, что способствует образованию микросоциальных объединений (микрогрупп) негативной направленности.
Замкнутый, обособленный характер внутрипризывных эмоционально-личностных отношений негативной направленности детерминирует стереотипность в восприятии воинами друг друга, проявляющуюся в жестких ролевых предписаниях и жаргоне «неуставщины». При этом, контакты, закрепляясь, образуют устойчивую систему традиционной оценки военнослужащими друг друга, т.е. обретают самостоятельную функцию, определяя характер межличностных отношений в целом.
Таким образом, действие дестабилизирующих факторов в ситуации неуставных взаимоотношений характеризуется:
постоянным воспроизводством социальной установки на временный характер взаимодействия рядового состава и, как следствие, усиление психологических барьеров проявления соучаствования (идентификации) воинов различного срока службы;
неопределенностью психологической ситуации по установлению, укреплению и использованию эмоционально-личностных связей (товарищества, дружбы и т.п.) в начальный период службы;
проявлением конформных реакций на негативное поведение отдельных членов коллектива, приспособленчества среди молодых воинов, объективно приводящих к появлению групповых привилегий и выделению в ролевом поведении лидера, контролера и исполнителя.
Поэтому профилактика неуставных взаимоотношений в подразделениях должна строится с учетом субъективной значимости и степени опосредствования межличностных отношений содержанием совместной воинской деятельности, индивидуально-личностных особенностей поведения подчиненных, устойчивости функционирования подсистемы неуставных взаимоотношений и в сочетании с регуляцией эмоционально-личностных отношений непосредственно в контактных группах.
- Военная психология:
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1. Методологические проблемы военной психологии.
- § 1.2. Зачем военному психологу знание истории психологии?
- §1.4. Социально-психологические проблемы военной психологии
- § 1.5. Возрастная психология как составляющая методологических основ военной психологии
- § 1.7. Военная психология и психотерапия
- Раздел 2. Военная психология как отрасль психологической науки
- §2.1. Развитие военной психологии в России до 1917 года
- I. Формирование системы военной психологии в России.
- 2. Узловые разделы военно-психологической науки середины х1х - начала хх века
- Заключение
- §2.2. Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917г.
- § 2.3. Основные направления развития зарубежной военной психологии
- 1. Теоретико-методологические основы зарубежной военной психологии
- Бихевиоризм и военная психология
- Военная психология и глубинные теории
- 2. Современные тенденции развития зарубежной военной психологии (на примере сша)
- 2. Развитие военной психологии в Германии
- § 2.4. Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий. Краткое содержание
- §2.5. Психология боевой подготовки военнослужащих.
- 1. Психологическая характеристика процесса боевой подготовки в полку.
- Практическая деятельность военных специалистов (социальный заказ)
- I. Психологические условия эффективности боевой подготовки.
- Его применение к решению прак-тических задач
- Психологическая подготовка воинов к бою
- § 2.6. Психология воинской дисциплины.
- 1. Проблема дисциплины в военной психологии.
- 2. Научно-психологическое обеспечение дисциплинарной деятельности в части (подразделении)
- § 2.7. Современный бой и его влияние на психику воинов.
- 1. Факторы, определяющие активность воина в бою.
- 2. Закономерности проявления психики и поведения воинов в бою.
- 1. Предупреждение
- 2. Пресечение
- 3. Ликвидация последствий
- § 2.9. Психология риска в управленческой деятельности командира в бою.
- 1. На этапе планирования:
- 1. На этапе планирования занятий по боевой и психологической подготовке.
- 4. После проведения занятий:
- 2. В ходе занятий:
- 1. При планировании занятий по физподготовке:
- Опасность
- § 2.10. Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах боя и в условиях применения омп.
- § 2.11. Пути и способы поддержания психологической устойчивости и боевой активности личного состава в ходе боевых действий
- § 2.12. Противодействие психологическим операциям противника как задача психологического обеспечения современного боя.
- I. Психологические операции в современной войне.
- II. Пути противодействия психологическому воздействию противника.
- § 2.13. Боевой стресс и его психологические последствия
- § 2.14. Посттравматические стрессовые расстройства, пути и средства купирования
- § 2.15. Психологическое обеспечение боевой деятельности.
- Содержание и организация работы по психологическому обеспечению боевой деятельности
- § 2.16. Психологическое обеспечение боевой готовности, боевого дежурства
- I. Психологический анализ несения бд офицерами :
- II. Психологический анализ периода боевых действий
- III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
- §2.17. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения (части)
- 1. Понятие о морально-психологическом состоянии личного состава подразделения, части
- Аналитическая деятельность командира по анализу и оценке морально-психологических состояний военнослужащих
- Ядро мпс
- 1. Факторы эффективности групповой деятельности как социально-психологического процесса
- 2. Социально-психологические закономерности групповых процессов
- § 2.19. Сплоченность боевых расчетов (экипажей)
- Сущность сплоченности
- Изучение сплоченности
- Основные направления сплочения коллективов
- § 2.20. Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах
- I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
- 2. Деятельностно-групповое регулирование и предупреждение неуставных взаимоотношений
- § 2.21. Отрицательное лидерство в первичных воинских коллективах.
- Особенности развития отрицательного лидерства в армейских подразделениях
- 1 Этап. Самоопределение военнослужащих в первичных воинских коллективах.
- Рекомендации по применению метода социометрического анкетирования.
- 1. Индекс социометрического статуса:
- 2. Индекс эмоциональной экспансивности:
- 3. Социометрический индекс адаптированности:
- § 2.22. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика
- 1. Структура и динамика суицидального поведения
- 2. Профилактика суицидального поведения.
- § 2.23. Особенности конфликтов во взаимоотношениях офицеров
- 1. Сущность конфликтов и их классификация
- 2. Особенности конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
- § 2.24. Основные направления психологического исследования воинского коллектива
- 1. Компоненты социально-психологической структуры воинского коллектива
- 2. Задачи психологического исследования воинского коллектива