logo search
psikhologia

19. Стратегии поведения в конфликтной ситуации соперничество , компромисс , избегание , приспособление

I Соперничество – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетво-рения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания. Качества личности: властность, авторитарность; нетерпение к разногласиям и инакомыслию; ориентировка на сохранение того, что есть; боязнь нововведений, неоднозначных решений; боязнь критики своего стиля поведения; использование своего положения с цепью достижения власти; игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.

II Приспособление. Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противо-стояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание. Качества личности: бесхребетность – отсутствие соб-ственного мнения в сложных ситуациях; желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздо-ров и столкновений; идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют; преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.

III Избегание. Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других. Качества личности: застенчивость в общении с людьми; нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично; нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»; неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.

IV Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Качества личности: предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности; настороженное отношение к критическим оценкам других людей; ожидание мягких формулировок, красивых слов; желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.

V Сотрудничество. При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена. Качества личности: в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности; положительно относится к новациям, переменам; умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты; использует свои способности для достижения влияния на людей.