28. Стресс, причины и показатели стресса. Факторы, вызывающие стресс (стрессор).
Стресс – физиологическое и/или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия стрессоров, которые нарушили существовавшее равновесие.
Стрессор – физико-химический или эмоционально-психологичес–кий фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни.
Причиной стресса может быть по сути все, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает.
Стрессам и депрессиям могут быть подвержены и женщины, и мужчины примерно в равной степени. Однако каждый организм имеет свои характерные особенности. Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то в первую очередь необходимо выявить их причины. Вполне понятно, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия. Ведь недаром говорят, что «все болезни от нервов».
Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны. Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения.
Для руководителя стрессовые ситуации становятся неотъемлемой частью его работы. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы:
информационные нагрузки (нужно получать и перерабатывать в сжатые сроки массу новых сведений);
информационная неопределенность (например, не всегда понятно, когда придет ответ на отправленное в вышестоящий орган письмо или запрос, а сдавать отчет нужно уже сейчас);
ответственность (все поступки и слова руководителя влияют на восприятие публикой возглавляемого им учреждения культуры);
дефицит времени (срок, за который руководителю необходимо разобраться со всеми проблемами, ограничен);
межличностные конфликты (в любом коллективе случаются ссоры);
полифокусность управленческой деятельности (руководитель решает различные, порой противоречащие друг другу задачи);
неясные перспективы профессионального роста и развития карьеры, кризисы ее завершения;
система внешнесредовых факторов (болезни членов семьи, пробки на дорогах, плохая погода и т. п.).
26. Барьеры общения и их преодоление. Семантический барьер возникает тогда, когда деловые партнеры пользуются одними и теми же словами для обозначения совершенно разных вещей. Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности партнера, использовать понятную для него лексику; слова, имеющие разные значения, необходимо объяснять, в каком смысле то или иное слово вы использовали.
Логический барьер очень мешает общению. Необходимо использовать все свое умение слушать, задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.
Плохая техника речи (фонетический барьер) очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнером, придется приспосабливаться к его манере говорить и не показывать вида, что вы чем-то недовольны.
Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши. Компенсировать неумение партнера слушать можно только своим искусством говорить.
Невежливость – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Для этого лучше ответить холодным и спокойным тоном. На многих это действует отрезвляюще.
Как преодолеть барьеры в общении? Прежде всего – вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем.
Наши типичные ошибки:
неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);
нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т. д.);
не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что партнер тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);
если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);
мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже.).
Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным.
- 4.Сравнительный анализ основных управленческих культур.
- 5. Руководство и лидерство как социальные управленческих феномены.
- 12.Феномены влияния социально-психологические
- 17. Деловая беседа как основная форма делового общения. Виды деловых бесед: кадровые , дисциплинарные , организационные, творческие и др.
- 18. Конфликт и его структурные компоненты.
- 19. Стратегии поведения в конфликтной ситуации соперничество , компромисс , избегание , приспособление
- 20. Рекомендации по общ-ю в условиях конфликта. Пон-е конструктивной критики.
- 21. Типы конфликтов в организации и их причины
- 28. Стресс, причины и показатели стресса. Факторы, вызывающие стресс (стрессор).
- 27 Имидж делового общения