logo search
Абдурахманов Р

I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений

В литературе можно встретить различные термины обозначающие данное нарушение взаимоотношений военнослужащих: бесчинства, глумления и издевательства, казарменное хулиганство, антиуставные и другие. В психологии негативные взаимоотношения военнослужащих получили наименование «неправильные", а впоследствии «неуставные» взаимоотношения. На определенном этапе осмысления проблемы этот термин, удовлетворил командный состав и правоохранительные органы и вошел в обиход в военной юриспруденции и официальном общении.

Наряду с официальной терминологией существует своеобразный жаргон в повседневном общении военнослужащих по призыву. В зависимости от характера воинской деятельности и срока службы военнослужащим присваиваются такие клички как: «дух", «карась", «полторашник", «краб", «тотальник", «дед", «годок", и т.п. Ключевыми словами в жаргоне являются «дед", «годок", т.е. военнослужащие последнего периода службы, что послужило основной причиной выделения понятий «дедовщина» и «годковщина». Постепенно такое наименование негативных отношений перекочевало на страницы периодических изданий и стало употребляться повсеместно.

Наличие различных терминов для обозначения одного и того же явления неуставных взаимоотношений вызывает, с одной стороны, известное противоречие в осуществлении противодействия посредством дисциплинарной практики, а с другой - определенные трудности в изучении психологических факторов, тенденций и зависимостей, которые им сопутствуют. Исследования положения дел в частях и на кораблях показывают, что неуставные взаимоотношения следует понимать как полидетерминированное явление при возникновении которого взаимодействуют социально - исторические, социально - психологические и индивидуально - личностные факторы.

Социально - исторические факторы негативных взаимоотношений могут быть представлены следующим образом: последствиями культа личности и застоя; сложной социально - экономической обстановкой в обществе; нравственно-неблагополучной атмосферой в семьях; недостатками и ошибками в учебно-воспитательной деятельности институтов социализации; разрывом между уровнем образования и уровнем воспитания, эрозией нравов, алкоголизмом и наркоманией среди отдельной части молодежи; несовершенством системы обеспечения социальной справедливости и как следствие, напряженностью во взаимоотношениях различных категорий военнослужащих.

Социальные факторы в сочетании с противоречиями в области воинской деятельности, сфере управления воинскими подразделениями, процессе комплектования частей и подразделений, наконец, воспитательной работе внесли существенную деформацию в систему боевой и повседневной жизни войск. Деформации коснулись в первую очередь наиболее слабого звена внутриколлективных явлений - взаимоотношений военнослужащих срочной службы. В содержании и направленности взаимоотношений военнослужащих развились, набрали силу процессы групповой и личной неудовлетворенности, искажающие высоконравственное поведение.

Поэтому появление неуставных взаимоотношений можно рассматривать как побочный продукт обострения социальных противоречий в обществе и негативных факторов жизнедеятельности воинских коллективов.

Вместе с тем, социальные, политические и экономические факторы и противоречия сами по себе не могут вызвать ту или иную форму поведения и отношений личности. эти противоречия, со всеми своими обострениями, проявляются, только преломляясь через конкретную деятельность и сознание людей, т.е. индивидуально-личностную сферу поведения.

Индивидуально-личностная сфера поведения и взаимодействия воина предполагает выделение по крайней мере четыре основных элемента:

Данные индивидуально-личностные компоненты в сочетании с характерологическими и темпераментными особенностями воина образуют контуры позиции военнослужащего по отношению к товарищу по службе или группе воинов. Позиция воина представляет собой комплекс чувств, оценок и суждений, обусловленных поступками и качествами товарищей по совместной деятельности. В ситуации неуставных взаимоотношений позиция воина реализуется в психологической готовности военнослужащего строить свои взаимоотношения и поведение с другими определенным образом.

Типология такой готовности обычно следующая:

Поэтому, вследствие фиксации той или иной типологии поведения в ситуации неуставных взаимоотношений возможно сознательное неформальное разделение старослужащими молодого пополнения на «приближенных» и «отверженных", а во взаимоотношениях начинает действовать принцип «разделяй и властвуй": умышленное ограничение коммуникаций молодого пополнения в личное и служебное время; сокращение поступления значимой для них социальной и культурной информации, насаждение идеологии «неуставщины» в общении. Воины, заканчивающие службу, выполняют при этом, как правило, «контрольные функции» в поддержании негативных традиций, а ранее подвергавшиеся неуставным взаимоотношениям выступают в роли носителей стереотипов поведения. Чаще всего среди этой категории встречаются активные генераторы различных способов принуждения и подавления молодых воинов.

Социальные и индивидуально-личностные факторы, обуславливающие становление и развитие неуставных взаимоотношений диалектически взаимосвязаны с социально-психологическими феноменами функционирования воинских подразделений. К таким феноменам следует отнести:

Функционирование указанных социально-психологических феноменов в сочетании в индивидуально-личностными факторами приводит к тому, что взаимоотношения военнослужащих в подразделении не просто нарушают определенную правовую или нравственную норму поведения, а создают сами подсистему отношений. Такая псевдосистема самоорганизующихся неуставных взаимоотношений действует так, что перераспределяет субъективную значимость отдельных видов воинской деятельности, снижает степень опосредствования межличностных отношений содержанием совместной общественно ценной деятельности. Тем самым ослабляется личностный смысл и процесс стимулирования высоконравственных взаимоотношений воинов. В конечном счете дестабилизируется вся система отношений ответственной зависимости и взаимной требовательности военнослужащих, а неуставные взаимоотношения проявляются в самых разнообразных формах.

Поэтому неуставные взаимоотношения представляют собой подсистемное социально-психологическое явление, суть которого состоит в становлении, развитии и закреплении тех негативных деловых, нравственных и эмоциональных отношений воинов различных призывов, которые обеспечивают возможность самореализации и самовыражения, тем самым психологически компенсируют состояние неудовлетворенности их групповым и личным положением.

По характеру проявления неуставные взаимоотношения целесообразно разделить на начальные, фиксированные и устойчивые. Начальные неуставные взаимоотношения представляют собой такие взаимоотношения, которые по содержанию носят характер искусственного морального и психологического превосходства одних военнослужащих над другими, как правило, более позднего периода призыва. Этот тип взаимоотношений носит скрытый, замаскированный характер и зачастую проявляется в сфере общения и через добровольные уступки отдельных военнослужащих.

Фиксированные неуставные взаимоотношения являются производными от начальных и представляют собой произвольные регламентирующие требования к действиям и поведению сослуживцев. Их отличительной особенностью является наличие ситуации угрозы насилия, посягания или оскорбления в случае невыполнения предъявляемых требований, функционирование в группе льгот и привилегий «старослужащих».

Устойчивые неуставные взаимоотношения характеризуются доминированием в некоторых группах военнослужащих антисоциальных потребностей и наличием фактов насилия и физического оскорбления военнослужащих.

Среди переменных влияющих на коллективную воинскую деятельность, значительная роль принадлежит характеру эмоционально-личностных отношений. В воинских подразделениях эта переменная связь приобретает иногда самодовлеющий характер. Такая зависимость может как укрепить, так и дестабилизировать отношения ответственной зависимости, являясь источником различных отклонений взаимоотношений.

К дестабилизирующим факторам эмоционально-личностных отношений военнослужащих в повседневной деятельности можно отнести: динамику развития групповых ценностных ориентаций военнослужащих различного опыта службы; своеобразие распределения специалистов по боевым постам и сменам в процессе совместной деятельности воинов; особенности внутрипризывного и межпризывного взаимодействия.

Так, принадлежность военнослужащего к тому или иному периоду службы коррелирует с изменением общего стиля поведения и отношений, а также ценностными ориентациями на оставшийся период службы в соответствии с их новым статусом и ролью в подразделении. «Пограничной» зоной таких изменений значимых ценностных ориентаций является середина службы. Более других военнослужащих подвержены различным дестабилизирующим факторам молодые воины. Замечено также, что по мере стабилизации функционально-ролевых ценностей, обогащения опытом службы и роста профессионального мастерства эмоциональный характер отношений внутри призыва все более дополняется содержательно-деятельными оценками возможностей друг друга. С приближением времени увольнения в запас наблюдается обратный процесс. В результате, взаимоотношения отдельных воинов одного срока призыва по своему содержательному и динамическому развитию приобретают замкнутый, обособленный характер, что способствует образованию микросоциальных объединений (микрогрупп) негативной направленности.

Замкнутый, обособленный характер внутрипризывных эмоционально-личностных отношений негативной направленности детерминирует стереотипность в восприятии воинами друг друга, проявляющуюся в жестких ролевых предписаниях и жаргоне «неуставщины». При этом, контакты, закрепляясь, образуют устойчивую систему традиционной оценки военнослужащими друг друга, т.е. обретают самостоятельную функцию, определяя характер межличностных отношений в целом.

Таким образом, действие дестабилизирующих факторов в ситуации неуставных взаимоотношений характеризуется:

Поэтому профилактика неуставных взаимоотношений в подразделениях должна строится с учетом субъективной значимости и степени опосредствования межличностных отношений содержанием совместной воинской деятельности, индивидуально-личностных особенностей поведения подчиненных, устойчивости функционирования подсистемы неуставных взаимоотношений и в сочетании с регуляцией эмоционально-личностных отношений непосредственно в контактных группах.