logo search
etika_1-60

48.Суть моральной критики основ современной цивилизации (Франкфуртская школа, а. Швейцер, и др.).

Идейные источники

Основная тенденция — смешение философских понятий с политэкономическими и социологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и превращаются в отражение вторых. Основными идейными источниками философии Франкфуртской школы были марксизм, фрейдизм и гегельянство:

У Маркса взяты категория отчуждения, классовая борьба (где пролетариат больше не активная сила). Все противоречия капиталистического сводилось к категории отчуждения. Отчуждение ведет не только к классовому антагонизму, но его содержанием является субстанциональное содержание предметного мира, его предметно-вещественный характер. История капиталистического общества понималась как фатально необходимый процесс прогрессирующего сумасшествия разума. Идея конца истории.

У Фрейда взята идея человека: структура личности и бессознательное. Через фрейдизм — исходя из принципа удовольствия — удовлетворяются все инстинкты, что приводит к контролю над личностью. В борьбе с природой и социальной средой человек подавляет инстинкты, руководствуясь принципом реальности, изменяет их. То есть принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, что подчиняет человека обществу.

У Гегеля взята диалектика. Ей заменяется диалектический материализм. Взят закон отрицания отрицания, подмененный абсолютным отрицанием (негативная диалектика, как назвал ее Адорно).

У Лукача взята идея того, что любая идеология есть ложное сознание и должна быть уничтожена + идея овеществления (о возрастании формальной рациональности).

У Вебера взято понятие рациональности, в духе которого интерпретируется категория отчуждения, к которой сводились противоречия капиталистического общества.

У Канта почерпнуты идеи критики традиционного мышления.

Методологические принципы

  1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле).

  2. Непоколебимая приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.

  3. Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.

Основная тематика

Происходящая в современном обществе эрозия идеалов Просвещения дегуманизирующей технологической рациональностью.

Основные идеи Франкфуртской школы

  1. Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.

  2. Отрицание революционной роли пролетариата.

  3. Абсолютизация диалектической категории отрицания (негации)

  4. Критика тоталитаризма и авторитарной личности

Учение А. Швейцера

Особое место среди тех, кто разрабатывал основания новой этики, занимает Альберт Швейцер, которого называли последним гуманистом нашей эпохи. Одним из первых А. Швейцер приходит к мысли о глубоком кризисе европейской культуры, поставившем человечество на грань гибели. Его проявление — нынешний экологический кризис и цепь отчуждений человека от произведенных им продуктов, человека от общества и самого страшного - человека от природы. В итоге человек утратил свое значение как носитель культуры, сегодня он экономически несвободен, разобщен, потерял духовную независимость, став жертвой поверхностных суждений, неверных оценок фактов и событий, национализма, оскудения человеческих чувств.

Швейцер упорно ищет пути решения этой проблемы. Спасти современное общество, по его мнению, может только переход к универсальной этике, которая заключается в том, чтобы проявлять равное Благоговение перед Жизнью как по отношению к своей воле, так и по отношению к любой другой. Постулаты общечеловеческой этики были сформулированы И. Кантом в виде категорического императива, который в развернутой форме включает три положения: никогда не используй другого человека как средство, но всегда как цель; желай ближнему своему то, что пожелал бы себе; всегда поступай так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех.

Альберт Швейцер требует сделать следующий логический шаг — включить в сферу морального все живые существа. Швейцер отмечал, что универсальная этика имеет древние корни — индийская и китайская философии на заре своего существования рассматривали этику как учение о доброжелательном отношении ко всем существам.