logo search
Этика с картинками

5.4 Этика бизнеса

Этика бизнеса в современной научной литературе совпадает с понятиями «деловая этика», «экономическая этика», «этика предпринимателя» и т. д. Этика бизнеса как сфера научных исследований возникла в США в 70-х гг. XX в., распространившись затем на Западную Европу и многие страны Азии (прежде всего Японию), Латинскую Америку и Африку.

Сегодня деловая этика – это быстро развивающийся раздел этики, отражающий динамику развития самого бизнеса. Она ставит своей целью противодействовать аморальным тенденциям, основанным на эгоистической выгоде, жадности и обмане.

Долгое время любая деятельность, направленная на извлечение прибыли, считалась аморальной. В эпоху Возрождения благодаря усилиям протестантских теологов стремление к прибыли и вера в Бога стали взаимообусловливать друг друга, т. е. исчезло противоречие между добродетелью и материальным преуспеванием.

В эпоху Нового времени предприниматель предстал как личность, жаждущая богатства и стремящаяся к наживе. Затем его стали рассматривать как организатора производства, потом предпринимательские функции связывались с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономической деятельности.

Постепенно с течением времени и развитием производства дух авантюризма и риска у предпринимателя вытесняются стремлением к устойчивому развитию и рациональному использованию возможностей рынка. Счастье и благосостояние рассматриваются уже как результат кропотливой, честной работы, а произведенный продукт не просто как вещь, а как источник радости.

Для развития этики предпринимателя нужны определенные условия: политическая и экономическая свобода, стабильность законодательства, наличие традиций и др.

Деловая этика формируется уже в рамках трудового коллектива. Служебные отношения должны строиться на партнерстве, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором бизнеса.

Этико-деловые качества современного предпринимателя – это энергия и воля, коммуникабельность и нестандартность мышления, интуиция и чутье, стремление и способность к свободе и самореализации, являющиеся не просто качествами личности, а составляющими суть его образа жизни.

Для России проблемы экономической этики имеют особое значение, так как на них оказывают большое влияние сложный характер формирования рыночных отношений, неоднозначные исторические традиции и широкий спектр проявлений массового сознания.