2. Христианская этика: от Тертуллиана до Мартина Лютера
Этика Тертуллиана. Квинт Тертуллиан(160 – 220) отрицал какую бы то ни было связь предыдущих философских школ с христианством. По его мнению, античная цивилизация испортила и извратила человека, поэтому он отрицал все (особенно моральные) ценности этой цивилизации. Тертуллиан считал, что причина заблуждений в том, что философия опирается на разум и знание, а не на веру. Его известный афоризм «Верую, ибо абсурдно!» означал полный отказ от научно-рационалистического подхода античности к проблемам морали. Освобождая веру от разума и здравого смысла, Тертуллиан тем самым освобождал нравственность от законов природы. |
Нравственная сущность человека заключена в свободе и первородном грехе.
Человеческая свобода производна от божественной, которая, являясь абсолютным благом, всегда устремлена к добру. Воля же человека оказывается перед выбором между добром и злом.
Этика Августина Блаженного. Аврелий Августин (354 – 430) был знаком с философией Платона, которую он воспринял сквозь призму христианства. Учение Августина было официальным учением римской католической церкви вплоть до XIX в. Он особо выделил основную для Средневековья идею божественного статуса нравственности. |
Августин уверен, что все творимое Богом причастно к добру. Зло в отличие от добра безосновательно, это своеобразный недостаток добра. Причина зла – в свободной воле, позволяющей человеку игнорировать божественные требования. Такое представление было направлено против античного убеждения в нравственной независимости личности, ставшего причиной некоторых ересей. Поэтому долг каждого христианина – истребить в себе любое проявление своеволия.
Покорность Богу Августин распространяет и на покорность церкви, которая воплощает волю Бога на Земле. Церковь выше светской власти, а слово христианского священника – непререкаемо.
Счастье состоит в любви к Богу, изначальным местом которой является душа. Бог находится не только вне верующего, но и внутри него.
Этика Фомы Аквинского. При создании своего этического учения Фома Аквинский (1221 – 1274) воспользовался переводами трудов Аристотеля на латинский язык. Он воспринял у Аристотеля идею о высшем благе, которая реализуется в счастливой жизни. Этим благом Фома считал Бога, а любовь к нему и есть счастье. |
Зло случайно, оно зависит от добра и связано со свободой воли. В то же время благодаря свободной воле человек может быть добрым, т. е. стремиться к Богу. Это стремление связано с разумом и блаженно. Но в чистом виде блаженство при созерцании Бога возможно только после смерти человека.
Человек добродетелен в меру своей свободы, основой которой является разум (у которого, однако, существуют естественные границы). Человеку недоступен ряд божественных истин, в силу своей сверхразумности эти истины являются предметом веры. Поэтому для добродетели, кроме разума, нужна и божественная помощь: естественная (в виде законов природы и общества) и сверхъестественная (в виде благодати). Такой благодатью является вера, она же есть необходимый элемент нравственного поступка.
Этика Мартина Лютера. Мартин Лютер (1483 – 1546) – основатель этики протестантизма, ориентированной на индивидуальное иррациональное богопознание, трудовую активность и высокие моральные ценности. Он полагал, что нет двух моральных стандартов, естественного и божественного. Добро – это то, чего желает Бог; зло – это то, что осуждается Богом. Человек не может достичь спасения иначе как благодаря божественному благоволению. |
При этом основоположники протестантизма стремились показать людям, что их спасение – в их руках, что ответственность за жизнь человека лежит на нем самом и все зависит от его нравственных усилий. Между человеком и Богом устанавливается и ведется постоянный диалог. Это делает человека морально автономной личностью, совершающей в конкретных ситуациях самостоятельный моральный выбор. Вера воспринимается как препоручение себя Богу, который является идеалом любви и милосердия.
- Глава 1. Предмет этики
- 1. Общая характеристика этики
- 2. Происхождение и эволюция нравственности
- 3. Структура этики
- Вопросы
- Глава 2. История этических идей
- 1. Античная этика
- 2. Христианская этика: от Тертуллиана до Мартина Лютера
- 3. Англосаксонская этика: от ф. Бэкона до р. Хэара
- 4. Западно-европейская этика: от м. Монтеня до а. Швейцера
- 5. Русская этика: от ф. М. Достоевского до н. О. Лосского
- Вопросы
- Глава 3. Основные религиозные нравственные учения
- 1. Нравственность и религия
- 2. Нравственное содержание буддизма
- 3. Этика конфуцианства
- 4. Иудейская этика
- 5. Христианская этика
- 6. Исламская этика
- Глава 4. Категории этики как высшие моральные ценности
- 1. Моральные ценности человека в основных категориях этики
- 2. Добро и Зло
- 3. Свобода и ответственность
- 4. Нравственное содержание Справедливости
- 5. Честь и Достоинство человека
- 6. Совесть
- 7. Смысл жизни
- 8. Счастье как этическая категория
- 9. Любовь как высшая ценность
- 10. Моральные ценности семьи
- Вопросы
- Глава 5. Прикладная этика: проблемы и решения
- 1. Что такое прикладная этика
- 2. Экологическая этика
- 3. Биомедицинская этика
- 3.1. Моральные проблемы искусственного аборта
- 3.2. Проблема эвтаназии
- 4. Проблема смертной казни
- 4.1. Насилие и государство
- 4.2. Смертная казнь: аргументы «за» и «против»
- 5. Профессиональная этика
- 5.1. Профессионализм как нравственная черта личности
- 5.2. Инженерная этика
- 5.3. Юридическая этика
- 5.4 Этика бизнеса
- Вопросы
- Литература
- Этика Средневековья
- Этика эпохи Возрождения и Нового времени
- Этика XIX – XX веков
- Дополнительная к главам 1 – 3
- К главе 4
- К главе 5
- Тест для самопроверки