3. Биомедицинская этика
В структуре прикладной этики биомедицинская этика занимает особое место. Будучи самостоятельной отраслью этики, современная биомедицинская этика отличается от биоэтики, являясь ее составной частью.
Термин «биоэтика» впервые ввел в научный обиход известный онколог - исследователь из Университета штата Висконсин (США) Ван Рансселер Поттер (1911-2001) в 1969 году. Вводя данное понятие, он подчеркивал, что биоэтика должна стать новой дисциплиной, соединяющей в себе биологические знания и познание системы человеческих ценностей.
Биоэтика, во-первых, рассматривает проблемы ценностного характера, свойственные всем профессиям, связанным с живой природой (биологов, медиков и смежные с ними); во-вторых, она распространяется на все биомедицинские исследования вне зависимости от того, имеют ли они прямую связь с лечением больных; в-третьих, она включает в себя социальные вопросы, связанные с контролем за популяционными процессами; в-четвертых, она касается проблем существования животных и растений, соблюдения экологических требований; в-пятых, биоэтика ориентирована на процессы принятия решений и поэтому является сферой оценки практического действия.
Вместе с тем современная биомедицинская этика отличается и от традиционной медицинской этики, которая является профессиональной этикой. Преобладающее внимание она уделяет правам и обязанностям врача по отношению к пациентам, а также нормативному регулированию взаимоотношений между медицинскими работниками.
Предметом биомедицинской этики является нравственное отношение общества в целом и профессионалов-медиков в особенности к Человеку – его жизни, здоровью, смерти; она выдвигает на первый план защиту жизни и здоровья человека.
Принципами биомедицинской этики являются следующие:
- принцип «не навреди»;
- принцип «делай благо»;
- принцип уважения автономии пациента;
- принцип справедливости.
Начальные формы биомедицинской этики, основанной на врачебной этике, восходят к знаменитой «клятве Гиппократа» - древнегреческого врача V – IV вв. до н. э. Клятва обосновывала нравственность поведения врача, исходя из принципа блага пациента (поскольку врач в своих действиях всегда руководствуется благом больного, постольку то, что он предписывает, не должно нуждаться в каких-либо других санкциях, в том числе и со стороны больного).
Биомедицинская этика опирается на фундаментальные положения экологической этики и биоэтики, но, прежде всего – на те общечеловеческие ценности, которые выработаны обществом в процессе всей его жизнедеятельности, но имеют особый смысл и специфику в медико-биологической деятельности. Первостепенное значение для биомедицинской этики имеет тема отношения к жизни и смерти человека, и поэтому к числу ее наиболее острых и актуальных проблем относятся: проблема аборта, эвтаназии, пересадки человеческих органов и тканей, генной инженерии, клонирования человека и др.
- Глава 1. Предмет этики
- 1. Общая характеристика этики
- 2. Происхождение и эволюция нравственности
- 3. Структура этики
- Вопросы
- Глава 2. История этических идей
- 1. Античная этика
- 2. Христианская этика: от Тертуллиана до Мартина Лютера
- 3. Англосаксонская этика: от ф. Бэкона до р. Хэара
- 4. Западно-европейская этика: от м. Монтеня до а. Швейцера
- 5. Русская этика: от ф. М. Достоевского до н. О. Лосского
- Вопросы
- Глава 3. Основные религиозные нравственные учения
- 1. Нравственность и религия
- 2. Нравственное содержание буддизма
- 3. Этика конфуцианства
- 4. Иудейская этика
- 5. Христианская этика
- 6. Исламская этика
- Глава 4. Категории этики как высшие моральные ценности
- 1. Моральные ценности человека в основных категориях этики
- 2. Добро и Зло
- 3. Свобода и ответственность
- 4. Нравственное содержание Справедливости
- 5. Честь и Достоинство человека
- 6. Совесть
- 7. Смысл жизни
- 8. Счастье как этическая категория
- 9. Любовь как высшая ценность
- 10. Моральные ценности семьи
- Вопросы
- Глава 5. Прикладная этика: проблемы и решения
- 1. Что такое прикладная этика
- 2. Экологическая этика
- 3. Биомедицинская этика
- 3.1. Моральные проблемы искусственного аборта
- 3.2. Проблема эвтаназии
- 4. Проблема смертной казни
- 4.1. Насилие и государство
- 4.2. Смертная казнь: аргументы «за» и «против»
- 5. Профессиональная этика
- 5.1. Профессионализм как нравственная черта личности
- 5.2. Инженерная этика
- 5.3. Юридическая этика
- 5.4 Этика бизнеса
- Вопросы
- Литература
- Этика Средневековья
- Этика эпохи Возрождения и Нового времени
- Этика XIX – XX веков
- Дополнительная к главам 1 – 3
- К главе 4
- К главе 5
- Тест для самопроверки