9. Любовь как высшая ценность
Самой притягательной нравственной силой на протяжении всей истории была любовь. Ее могущество заключается в том, что она радикально преображает человека, побуждает его всеми силами души стремиться к совершенству.
Любовь в широком смысле – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.
Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: 1) общую установку на любовь, т. е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой – в возвышении личности; 2) любовь к объектам высшего порядка – Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; 3) индивидуальную любовь к родителям, детям, мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; 4) любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.
Индивидуальная половая любовь – межличностное единство с другим человеком. Но любовь – это не любое единство, а связь, предполагающая сохранение целостности человеческой личности; сила, позволяющая преодолеть отчуждение между людьми. Любить в нравственном смысле означает прежде всего давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого. Способность любить, отдавая, зависит от развития личности. Это предполагает, что человек должен выработать в себе установку на плодотворную деятельность, преодолев склонность к самолюбованию, бессмысленному времяпрепровождению, накопительству и насилию над другими. Таким образом, в моральном смысле ценность половой любви в том, насколько она облагораживает человека, и в том, каково соотношение обладания и дарения в процессе любви.
Любовь так же многообразна по своим формам и содержанию. Нравственная ценность любви в том, что она мобилизует все силы личности. Например, страстная любовь – причина подвигов и гениальных произведений, придает смысл жизни и уничтожает страх смерти. Но ее особенность – в динамичности и недолговечности, в ее обязательной связи с физическим влечением, в ее способности лишить личность рационального контроля за своим сознанием и поведением. Общественное сознание признает силу и значение страстной любви, но относится к ней настороженно, поскольку именно страстная любовь чаще других видов любви приводит личность к внутреннему конфликту между долгом и любовью, между влечением и совестью.
Существует любовь-дружба, которая соединяет в себе признаки любви и дружбы, требует взаимопонимания и поддержки. Любовь-дружба возникает как развитие страстной любви или независимо от нее. Сила и ценность любви-дружбы – в ее постоянстве и долговечности, соединения рационального и эмоционального основания, в меньшей опасности разрушительного влияния на личность.
Можно назвать и любовь-заботу: материнская и отцовская любовь, братская любовь и т. д., означающие глубокое чувство ответственности, заботу, уважение, знание другого человека, желание помочь ему в жизни.
В истории развития нравственного сознания человеческого общества у каждого вида любви свое место. С древних времен существуют нравственные требования любить свою родину, свой народ, во всех культурах существует почитание своих родителей, позже нравственной ценностью оказывается любовь к детям. Противоречивым было и осмысление индивидуальной половой любви в морали и искусстве.
Древнее общество не знало любви в нашем понимании этого слова: любви-привязанности одного человека к другому, мужчины и женщины. Семья как общественная группа выполняла задачи экономического обеспечения, обеспечения безопасности ее членов и воспроизводства населения. Мы можем предполагать, что в культуре этого общества не было такой ценности, как индивидуальная любовь, будь то любовь родительская, братская или эротическая. И далее в течение длительной человеческой истории семейная жизнь и любовные переживания существуют раздельно, знаменуя собой либо разные возрастные этапы, либо разные сферы частной жизни человека. Отражение именно такого положения вещей можно увидеть в произведения искусства любой эпохи: супружеская любовь представляется как привычка или притворство, скрывающие пресыщение, скуку и конфликт.
Любовь как ценность и условие брака утверждается в общественном мировоззрении, культуре и обыденном сознании к концу XIX в. Можно утверждать, что в XX в. в Европе, Америке и России стало считаться безнравственным заключать браки без любви. В России такие властители дум, как Толстой, Тургенев, Чехов пытались доказать пошлость и аморальность брака, построенного на расчете и необходимости.
- Глава 1. Предмет этики
- 1. Общая характеристика этики
- 2. Происхождение и эволюция нравственности
- 3. Структура этики
- Вопросы
- Глава 2. История этических идей
- 1. Античная этика
- 2. Христианская этика: от Тертуллиана до Мартина Лютера
- 3. Англосаксонская этика: от ф. Бэкона до р. Хэара
- 4. Западно-европейская этика: от м. Монтеня до а. Швейцера
- 5. Русская этика: от ф. М. Достоевского до н. О. Лосского
- Вопросы
- Глава 3. Основные религиозные нравственные учения
- 1. Нравственность и религия
- 2. Нравственное содержание буддизма
- 3. Этика конфуцианства
- 4. Иудейская этика
- 5. Христианская этика
- 6. Исламская этика
- Глава 4. Категории этики как высшие моральные ценности
- 1. Моральные ценности человека в основных категориях этики
- 2. Добро и Зло
- 3. Свобода и ответственность
- 4. Нравственное содержание Справедливости
- 5. Честь и Достоинство человека
- 6. Совесть
- 7. Смысл жизни
- 8. Счастье как этическая категория
- 9. Любовь как высшая ценность
- 10. Моральные ценности семьи
- Вопросы
- Глава 5. Прикладная этика: проблемы и решения
- 1. Что такое прикладная этика
- 2. Экологическая этика
- 3. Биомедицинская этика
- 3.1. Моральные проблемы искусственного аборта
- 3.2. Проблема эвтаназии
- 4. Проблема смертной казни
- 4.1. Насилие и государство
- 4.2. Смертная казнь: аргументы «за» и «против»
- 5. Профессиональная этика
- 5.1. Профессионализм как нравственная черта личности
- 5.2. Инженерная этика
- 5.3. Юридическая этика
- 5.4 Этика бизнеса
- Вопросы
- Литература
- Этика Средневековья
- Этика эпохи Возрождения и Нового времени
- Этика XIX – XX веков
- Дополнительная к главам 1 – 3
- К главе 4
- К главе 5
- Тест для самопроверки