logo search
Абдурахманов Р

1. При планировании занятий по физподготовке:

формулирует методический замысел каждого занятия по физической подготовке в интересах формирования у воинов физической выносливости, волевых качеств и психологической устойчивости в условиях воздействия физических и психических нагрузок;

планирует при этом применение приемов, способов и средств регулирования психических состояний военнослужащих как руководителем занятия, так и самостоятельно (методы саморегулирования) в соответствии с динамикой самого занятия.

2. В ходе занятия по физической подготовкеанализирует и контролирует реализацию спланированных мероприятий в соответствии с методическим замыслом.

3. При планировании занятий по профессиональной подготовке специалистовобеспечивает в плане каждого занятия учет мероприятий необходимых для формирования высокой физической выносливости и психологической устойчивости к перенесению нагрузок профессиональной деятельности военнослужащих.

4. При проведении занятийанализирует и оценивает уровень психической напряженности воинов при преодолении смоделированных трудностей профессиональной деятельности, их способность преодолевать физические и психические нагрузки (саморегулировать свои состояния), а также навыки регулирования психических состояний подчиненных командирами подразделений, как организаторами занятий.

Психолог части:

обеспечивает психологическую безопасность военнослужащих, состояние защищенности психики от различного рода угроз современного боя, с этой целью осуществляет психологическую экспертизу каждого планируемого мероприятия (задания), которая позволяет замерить количество включенных в него психогенных факторов боя из общего числа их возможного набора, для воздействия на каждого военного специалиста части и подразделения в ходе боевой подготовки;

прогнозирует уровни психической напряженности, которые должны будут или могут возникнуть при этом у конкретных воинов в динамике выполнения заданий, объем необходимой им психологической помощи а так же уровни возможной профессиональной и психологической их подготовленности после завершения предстоящих учебных действий, прогнозирует эффективность предстоящей деятельности военных специалистов или ее возможный срыв;

предлагает мероприятия по обучению командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе, психологического актива управлению психическими состояниями подчиненных им военнослужащих при воздействии на них психогенных факторов боя:

рекомендует мероприятия по обучению военнослужащих части методикам саморегулирования своих состояний при этом, с учетом специфики их функциональных обязанностей;

оказывает помощь командирам подразделений, начальникам служб части в применении в практике боевой подготовки различных теорий, приемов и способов эффективного обучения подчиненных им военных специалистов (с учетом закономерностей эффективного функционирования человеческой психики);

с учетом мероприятий мобилизационной готовности оказывает им помощь в организации и проведении таких занятий с вновь прибывшими военнослужащими для доукомплектования части.

В ходе занятий:

планирует, организовывает и проводит занятия с командирами подразделений, с их психологическим активом по изучению уровней психической напряженности, форм проявления негативных психических состояний воинов в условиях воздействия на них факторов современного боя, ступеней распада психики человека и психологии воинского коллектива, а также меры по их предупреждению, пресечению и в крайних случаях по ликвидации последствий;

обучает их прогнозировать динамику развития этих психических состояний у воинов в различных ситуациях боевой подготовки;

выявлять объективно существующие в воинских коллективах психологические контуры распространения неофициальной информации, слухов, ропота, недовольства, в которых всегда можно обнаружить генератора слухов и передаточные звенья распространения негативной информации;

совместно с заместителем командира части формулирует методический замысел каждого занятия по боевой подготовке в интересах формирования у воинов профессиональной и психологической подготовленности, готовит набор приемов, способов и средств для организации психологической подготовки в ходе занятий по боевой подготовке для каждого специалиста с учетом специфики его деятельности;

в ходе занятий оценивает степень защищенности их психики от различных угроз современного боя;

вооружает должностных лиц, психологический актив части и подразделения знаниями о симптомах боевых психических реакций, о поведении лиц, относящихся к категориям «временные психические потери» и «санитарные психические потери", о методах оказания им первой и последующей психологической помощи.

планирует, организовывает и проводит занятия с командирами подразделений, с их психологическим активом по овладению методами убеждения, разъяснения, внушения, активизации интеллектуально-профессиональных и моторных действий воинов: призыва, использования личного примера в сложных ситуациях, правильного доведения мотивирующей информации, применения поощрений, принуждений, отвлечения внимания от неблагоприятных факторов, проведения психокоррекционного общения в ситуациях напряженной деятельности, а так же методам групповой и индивидуальной психотерапии.

планирует организовывает и проводит с ними же занятия по обучению методам самовоздействия для последующего обучения этому воинов: самоубеждения, самовнушения, самопоощрения, самопринуждения, аутогенных приемов саморегуляции, самокоррекции, медитации, цигуна и других.

планирует, организовывает и проводит мероприятия по подготовке специалистов нештатных групп психологической помощи (психологического актива) подразделений части.

оказывает методическую помощь ЗКП и командирам подразделений в заполнении бланков МПДО для дальнейшего их использования при подготовке воинов соответствующих специальностей для формирования у них пофессиональной подготовленности и психологической устойчивости в деятельности в подобных учебных ситуациях и в реальном бою.

Должностные лица воспитательных структур:

На этапах подготовки, проведения занятий по боевой подготовке и подведения их итогов имеют задачи по психологическому обеспечению этого вида деятельности аналогичные задачам психолога.

Кроме того они оказывают методическую помощь командирам подразделений и начальникам служб в применении в практике проведения конкретных занятий по боевой подготовке различных психолого-педагогических теорий, приемов, способов и средств эффективного обучения подчиненных им военных специалистов (с учетом закономерностей эффективного функционирования человеческой психики).

В ходе занятий .осуществляют анализ, помощь и коррекцию деятельности командиров и психологического актива подразделений по применению ими методов воздействия на воинов с целью управления их психическими состояниями и обучения специалистов методам саморегулирования своих состояний в условиях воздействия трудностей профессиональной деятельности и психогенных факторов современного реального боя. Принимают меры для предотвращения психического перенапряжения воинов, срыва деятельности, разложения психологии воинского коллектива.

На этапе проведения занятий по боевой подготовке:

готовят рекомендации командирам подразделений по психологическому обеспечению эффективности боевой учебы воинов.

Этими рекомендациями должен заканчиваться доклад заместителя командира части по воспитательной работе при анализе любого занятия по боевой подготовке или состояния боевой подготовки в полку за определенный период времени.

Приложение N 2.

Психологический паспорт боевой ситуации.

________________________

(название,код)

1. Особенности условий выполнения задачи:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Характеристика боевой задачи:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3.Ориентировочная основа деятельности по выполнению задачи:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Динамика психологической нагрузки в процессе выполнения задачи:135

внезапность начала

1

0,5

Этапы задачи

дифицит времени

1

0,5

Этапы задачи

Психологические факторы

Ранг фактора

Этапы ... действий

1

2

...

n

опасность

внезапность

новизна

дифицит времени

недостаток информации

и т.д.

5. Трудные этапы выполнения задачи и почему:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Типичные ошибки , их « профессиональные « и психологические причины.

Типичные ошибки

Причины, обусловленные профессиональной неполготовленностью

Возможные психологические причины ошибок

7. Рекомендации по профессиональной подготовке:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

8. Рекомендации по психологической подготовке :

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Приложение N 3.

Карточка учета боевых (учетно-боевых) действий

____________________________

В.зв. фамилия и инициалы.

____________________________

название и код ситуации

1. Дата работы : ___________________

2. Оценка военнослужащим :

а) степени знакомства с ситуацией :

- Да, встречался ( часто, редко ).

- Нет, не встречался ( что является новым условия, цели ).

б) степень сложной ситуации:

- очень сложная, ________ сложная , _______ простая

в) влияние психогенных факторов

Психологические факторы

Ранг фактора

Этапы ... действий

1

2

...

n

опасность

внезапность

новизна

дифицит времени

недостаток информации

и т.д.