3.3. Классическая этика
Демокрит
Этика Демокрита представляет собой своего рода феноменологию античного морального сознания, которое в своих реальных проявлениях было значительно более богатым, эклектичным, дифференцированным и противоречивым, чем оно предстает в тех или иных философских теориях.Отсюда - ее бессистемность, обилие взаимоисключающих утверждений
Этика Демокрита довольно четко расчленяется на учение о высшей цели и учение о добродетелях как пути к ней, что более, чем на два тысячелетия стало принципом построения этой области философского знания.
Платон
Индивидуальная этика Платона, которая является этикой самосовершенствования, самовозвышения личности, дополняется у него социальной этикой, в основе которой лежит принцип безусловного подчинения граждан интересам государства. Платон впервые дал сознательное идеалистическое обоснование морали и тем самым мировоззренчески закрепил моралистический подход к действительности, исходящий из первичности моральных мотивов по отношению ко всем другим мотивам поведения человека.
Аристотель
Аристотель завершил процесс становления этики и определил ее место в общей структуре философского знания как практической философии. Он разорвал пуповину, связывавшую этику с метафизикой, показав тем самым, что как бы этика ни продолжала онтологическую предзаданность действий, в своем собственном содержании она начинается там, где имеют место действия, выпадающие из этой предзаданности, и которым присущ индивидуально-ответственный характер. Этику интересуют вопросы добродетели, а не истины, сколь бы близко между собой эти понятия ни соприкасались. Аристотель оторвал этику от метафизики не в том смысле, что он отрицал метафизические основания человеческого поведения (их он, быть может, обозначил даже более конкретно, чем Платон). Он развел их как философские дисциплины и четко обозначил собственный предмет каждой из них. В отличие от Сократа Аристотель считал, что никакая наука заранее не может сказать человеку, желающему прожить достойную жизнь, что ему делать в той или иной ситуации. В отличие от Платона он рассматривал фактическое благо человека само по себе, вне соотнесенности с небесной перспективой (хотя и не обрубал полностью эту перспективу), считая его высочайшей возможностью, вполне достойной философской санкции.
Загадка трех этик Аристотеля является в истории философии единственной в своем роде и не имеет общепризнанного объяснения. Во всех трех работах с той или иной степенью полноты излагается одна и та же этическая концепция. Можно, следовательно, говорить о трех редакциях одной и той же этики, существование которых, скорее всего, связано с преподавательской практикой Аристотеля.
Аристотель дал этике ее имя. Само слово "этика" образовано Аристотелем и введено им в качестве термина, обозначающего определенную отрасль знания.
- 1. Добро и зло
- 2. Справедливость
- 3. Долг
- 4. Совесть
- 5. Ответственность
- 6. Достоинство и честь
- 7. Гуманизм как этический принцип
- Особенности профессиональной этики военного психолога
- 1. Понятие профессиональной этики
- 1.1 Происхождение профессиональной этики
- 1.2 Понятие профессиональной этики
- 1.3 Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение
- 1.4 Виды профессиональной этики
- 2. Особенности профессиональной этики военного психолога
- 2.1 Особенности работы военного психолога
- 2.2 Содержание психологической работы военного психолога
- 2.3 Особенности профессиональной этики военного психолога
- 1. Понятие и виды профессиональной этики
- 2. Особенности профессии юриста и их нравственное значение
- 3. Судебная этика, ее содержание и значение
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- 2. Этика государственного служащего
- 2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
- 2.2 Особенности этики государственного служащего
- 2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих гу мчс по Амурской области
- 2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- 3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих
- 3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы
- 3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе
- 3.3 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих
- Основы этики ученого
- Профессиональная этика журналистов
- Этика бизнеса
- История этических учений
- 2.Этические учения Древней Индии
- 3.Этические системы Древней Греции и Рима
- 3.1.Предэтика
- 3.2.Античное просвещение
- 3.3. Классическая этика
- 3.4. Эллинистические школы этики
- 4.Религиозная этика средневековья
- 5. Этика ислама. Учение о добродетелях и пороках. Запреты и поощрения
- 6.Этические учения эпохи Возрождения и нового времени
- 7. Этическая мысль немецкой классической философии
- 8. Европа: хiх-хх вв. Основные этические учения
- Концепция эволюционной этики
- 1. Исторические корни эволюционной этики.
- 2. Отправная точка - животный мир.
- 3. Поиск эволюционного субстрата морали.
- 4. Философские проблемы эволюционной этики.