6. Достоинство и честь
Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.
Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельно-
7. Гуманизм как этический принцип 21
сти, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.
Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.
В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И, Куприным в повести "Поединок".) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что "обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом – жизнью – за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться.
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.
Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.
- 1. Добро и зло
- 2. Справедливость
- 3. Долг
- 4. Совесть
- 5. Ответственность
- 6. Достоинство и честь
- 7. Гуманизм как этический принцип
- Особенности профессиональной этики военного психолога
- 1. Понятие профессиональной этики
- 1.1 Происхождение профессиональной этики
- 1.2 Понятие профессиональной этики
- 1.3 Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение
- 1.4 Виды профессиональной этики
- 2. Особенности профессиональной этики военного психолога
- 2.1 Особенности работы военного психолога
- 2.2 Содержание психологической работы военного психолога
- 2.3 Особенности профессиональной этики военного психолога
- 1. Понятие и виды профессиональной этики
- 2. Особенности профессии юриста и их нравственное значение
- 3. Судебная этика, ее содержание и значение
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- 2. Этика государственного служащего
- 2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
- 2.2 Особенности этики государственного служащего
- 2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих гу мчс по Амурской области
- 2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- 3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих
- 3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы
- 3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе
- 3.3 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих
- Основы этики ученого
- Профессиональная этика журналистов
- Этика бизнеса
- История этических учений
- 2.Этические учения Древней Индии
- 3.Этические системы Древней Греции и Рима
- 3.1.Предэтика
- 3.2.Античное просвещение
- 3.3. Классическая этика
- 3.4. Эллинистические школы этики
- 4.Религиозная этика средневековья
- 5. Этика ислама. Учение о добродетелях и пороках. Запреты и поощрения
- 6.Этические учения эпохи Возрождения и нового времени
- 7. Этическая мысль немецкой классической философии
- 8. Европа: хiх-хх вв. Основные этические учения
- Концепция эволюционной этики
- 1. Исторические корни эволюционной этики.
- 2. Отправная точка - животный мир.
- 3. Поиск эволюционного субстрата морали.
- 4. Философские проблемы эволюционной этики.