3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы
Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых государственным служащим необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.
Реформы, предусматривающие децентрализацию власти с делегированием полномочий организациям субнационального уровня, передачу больших ответственности и свободы действий в принятии управленческих решений, рост коммерциализации государственного сектора и меняющееся взаимодействие между государственным и частным секторами, все чаще ставят государственных служащих в условия, когда возникают конфликты интересов или целей. Эти новые ситуации создают дилеммы, требующие разрешения на основе анализа ситуации с точки зрения этики и морального обоснования принимаемых решений.
Еще одним моментом, вызывающим озабоченность, является очевидное падение доверия по отношению к правительству и государственным институтам, и то, как это скажется на легитимности правительства и государственных институтов. Ослабление доверия ассоциируется, по крайней мере, отчасти, с разоблачениями неподобающих действий и, в некоторых случаях, прямой коррупции со стороны государственных должностных лиц. При этом неясно, то ли действительно ослабляются нормы поведения, то ли дело в том, что в наши дни, когда управление государством носит открытый характер, средства массовой информации предпринимают собственные расследования, а общественность стала более искушенной, ошибки и судебно наказуемые проступки просто более заметны. Ясно лишь то, что этика и нормы в жизни государства стали более серьезной общественно-политической проблемой, требующей принятия действенных мер соответствующими правительствами.
Некоторые меры по исправлению сложившегося положения обладают, в широком смысле слова, потенциалом как в плане поощрения этичного поведения, так и в плане предотвращения неправомерного образа действий. Традиционно, более жесткое нормативное регулирование и более строгое применение закона являлись первыми мерами реагирования на факты неправомерного поведения в государственном секторе. Международные инициативы были, в первую очередь, направлены на создание конкретных элементов инфраструктуры обеспечения этики, предназначенных, в основном, для предотвращения или объявления преступлением некоторых форм правонарушений, таких, например, как коррупция.
В основе усилий лежит убежденность в том, что предотвращение неправомерного поведения является столь же сложным, как и само явление неправомерного поведения, и что для достижения успеха в предотвращении такого поведения необходим целый комплекс взаимосвязанных механизмов, к числу которых относятся прочная и устойчивая инфраструктура обеспечения этики, надежные системы поддержания этики, конкретные методики предотвращения указанного поведения и действенное применение закона.
Реформирование современной системы государственной службы, на наш взгляд, с формированием этики, основанной на менеджеризме, способствующем в наибольшей степени усвоению социальных инноваций, чего явно не хватает современным государственному служащему. От этого страдает профессионализм.
Этика государственного служащего может существенно варьироваться, поскольку на нее могут оказывать влияние различные факторы социальной и профессиональной жизнедеятельности. В зависимости от иерархического статусного положения основного субъекта – государственного служащего – справедливо выделять социальную компетентность руководителей и специалистов. У первых она носит более полный и широкий по охвату содержания, а у вторых – более конкретный, глубокий, но локализованный в определенной социальной сфере характер.
Этика чиновников в значительной степени связана с содержанием их предшествующей профессиональной деятельности, особенностями жизненного опыта, уровнем и профилем профессионального образования. Правовые основы государственной службы сложились как механизм, адекватный социально-экономическим условиям современного российского общества и государства.
Таким образом, для повышения профессионально-этического уровня государственного служащего необходимо:
повысить уровень компетентности руководителей государственных органов;
усовершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения
Эти вопросы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Для решения этих вопросов необходимо определить принципы поддержания этики на государственной службе.
- 1. Добро и зло
- 2. Справедливость
- 3. Долг
- 4. Совесть
- 5. Ответственность
- 6. Достоинство и честь
- 7. Гуманизм как этический принцип
- Особенности профессиональной этики военного психолога
- 1. Понятие профессиональной этики
- 1.1 Происхождение профессиональной этики
- 1.2 Понятие профессиональной этики
- 1.3 Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение
- 1.4 Виды профессиональной этики
- 2. Особенности профессиональной этики военного психолога
- 2.1 Особенности работы военного психолога
- 2.2 Содержание психологической работы военного психолога
- 2.3 Особенности профессиональной этики военного психолога
- 1. Понятие и виды профессиональной этики
- 2. Особенности профессии юриста и их нравственное значение
- 3. Судебная этика, ее содержание и значение
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- 2. Этика государственного служащего
- 2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
- 2.2 Особенности этики государственного служащего
- 2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих гу мчс по Амурской области
- 2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- 3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих
- 3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы
- 3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе
- 3.3 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих
- Основы этики ученого
- Профессиональная этика журналистов
- Этика бизнеса
- История этических учений
- 2.Этические учения Древней Индии
- 3.Этические системы Древней Греции и Рима
- 3.1.Предэтика
- 3.2.Античное просвещение
- 3.3. Классическая этика
- 3.4. Эллинистические школы этики
- 4.Религиозная этика средневековья
- 5. Этика ислама. Учение о добродетелях и пороках. Запреты и поощрения
- 6.Этические учения эпохи Возрождения и нового времени
- 7. Этическая мысль немецкой классической философии
- 8. Европа: хiх-хх вв. Основные этические учения
- Концепция эволюционной этики
- 1. Исторические корни эволюционной этики.
- 2. Отправная точка - животный мир.
- 3. Поиск эволюционного субстрата морали.
- 4. Философские проблемы эволюционной этики.