2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих гу мчс по Амурской области
Теоретическое осмысление темы исследования, определение его цели и задачи, разработка и обоснование понятийного аппарата определили следующие методы исследования: анализ трудов специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры, что позволило выявить имеющиеся научные представления о сущности и содержании профессионально-этического уровня государственных служащих.
В ГУ МЧС состоит на службе 289 человек, из них 60 человек государственные служащие, которые и принимали участие в исследовании. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов.
Для определения этического уровня служащих нами были использованы следующие методы исследования:
Опрос, для чего нами была составлена анкета на определение профессионально-этического уровня (Приложение В). Основанием для создания анкеты послужили нормативные и квалификационные документы, применяемые к государственным служащим.
Сделан анализ результатов опроса и дана оценка этическому уровню государственных служащих.
В ходе исследования требовалось получить репрезентативные социологические данные:
об условиях и факторах, влияющих на развитие этического уровня;
о приоритетных направлениях повышения этического уровня;
выявить характер влияния этического уровня на профессиональную деятельность служащих.
Существенное значение здесь имеет:
выявление особенностей содержания, уровня и приоритетных профилей образования служащих;
анализ содержания нравственной компетентности муниципальных чиновников.
В качестве основного фактора выступает этический уровень государственных служащих. Этический уровень измеряется нами с помощью нескольких индикаторов:
определенный материал дают ответы на вопрос о характере знаний, которых недостаточно сегодня для чиновников.
важное место в определении этического уровня является анализ социальных качеств, необходимых для выполнения чиновниками своих должностных обязанностей.
этический уровень зависит от уровня профессиональной квалификации государственного чиновника.
этический уровень чиновничества зависит от его территориально-поселенческой дифференциации.
Исходя из отмеченных выше блоков эмпирических показателей и индикаторов этической оценки государственных служащих, проанализируем образовательные и социально-профессиональные характеристики персонала ГУ МЧС по Амурской области.
По данным личных карточек служащих (Приложение Б) в ходе проведенного нами социологического исследования государственных служащих можно условно выделить:
Возрастные группы чиновников следующим образом (Рисунок 5)
Рисунок 5 – Возрастные группы государственных служащих
Основываясь на этих показателях, мы видим, что в ГУ МЧС по Амурской области преобладает возрастная группа от 30 до 49 лет.
Наиболее представлены в составе управленческого персонала специалисты с высшим образованием (технического, экономического, медицинского, гуманитарного, юридического профиля). Большинство кадрового состава имеет высшее образование по профилю, не соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются. Отсюда невысокий процент окончивших специальные учебные заведения по подготовке кадров управления. Правда, в последнее время ситуация начинает понемногу меняться. Стали приходить молодые специалисты, окончившие такие заведения. Служащие заочно обучаются в учебных заведениях по подготовке кадров управления.
При всех различиях в приоритетах чиновников образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» не является типичным. Только у 6% (4) служащих имеется такое образование. Такой же вывод можно сделать в целом в отношении управленческих, гуманитарных и общественно-политических специальностей. (Рисунок 6) Преобладают служащие с техническим, и естественнонаучным образованием – 28%(16) Главным становится экономическое образование 37% (22). Другое высшее образование имеют 29%(18) – респондентов.
Рисунок 6 – Приоритетное образование для государственных служащих
Определенное значение имеет педагогическое и юридическое образование. При этом в «тройку» самых необходимых специальностей для государственного чиновника наши респонденты включили следующие виды профильного образования, набравшие примерно равное число «голосов» (в %% от числа ответивших):
1. Экономическое образование – 37,0 (22)
2. Юридическое – 28,0 (16)
3. Другое образование – 29,0 (18)
На вопрос как давно получили служащие свое основное образование? ответы показали, что основное образование чиновники в значительной своей части получили почти двадцать лет назад – в 1983-м и более ранние годы. Изучая эти данные, можно сделать вывод, что получается некоторое преимущество у тех кадров, которые относительно недавно получили необходимое профессиональное образование, включающее много новых дисциплин, не преподаваемых еще каких-нибудь лет 15 назад. Именно критерий профессиональной подготовленности становится решающим при определении этического уровня и подборе кадров в органы государственной службы.
С учетом того, что подавляющее большинство – 84%(51) от числа опрошенных – имели опыт работы до перехода в ГУ МЧС, важно выяснить характер (профиль) предшествующего места работы. В пятерку наиболее часто упоминаемых сфер попадают следующие (Рисунок 7):
Рисунок 7 – Наиболее распространенные профессии служащих
С целью определения способа приема на работу респондентам был задан вопрос: «Каким образом Вы были приняты на ныне занимаемую должность?» Из полученных данных можно сделать вполне определенный вывод: почти для половины опрошенных чиновников (46%) прием на работу – это результат исключительно воли одного человека, одного из руководителей этих органов.
А так как одним из факторов эффективности профессиональной деятельности является высокий уровень культуры служащих нами были выявлены основные элементы этикета. На вопрос «Какими элементами этикета необходимо обладать госслужащему?» – ответы расположились следующим образом (Рисунок 8)
Рисунок 8 – Главные элементы этикета государственных служащих
Этот вопрос был поставлен в открытой форме и преследовал главную цель – выявить, насколько этические и профессиональные аспекты сочетаются в содержании жизнедеятельности государственных чиновников.
Как видим из Рисунка 8, в число главных элементов этикета чиновников вошли, прежде всего, такие ценности, как доброжелательность, способность брать на себя ответственность, дисциплинированность, а затем уже называются честность, принципиальность, справедливость и др. Только на 12–14-м местах неподкупность.
Таким образом, формирование ценностей профессиональной этики непосредственным образом зависит от характера и стереотипов профессиональной деятельности государственных чиновников.
«В какой степени Вы знакомы с законодательной базой Вашей профессиональной деятельности?» Ответы на этот вопрос должны были помочь уточнить степень профессиональной подготовленности государственных чиновников. Если внимательно посмотреть на ответы, то можно посчитать, что чиновники выглядят специалистами, в правовом отношении подготовленными к своей профессиональной деятельности. При этом «хорошо знакомы с законами», по собственным самооценкам, примерно 40% чиновников и только 3–5% откровенно признались в своем правовом невежестве либо уклонились от ответа. Следовательно, около 60% опрошенных муниципальных чиновников не в полной степени знакомы, либо совсем не знакомы с необходимыми в работе законодательными нормами.
В такой ситуации закономерен вопрос: «Достаточно ли государственным чиновникам имеющегося образования для выполнения своих профессиональных обязанностей?» В ответах отчетливо выделяется в целом позитивный настрой чиновников в отношении достаточности своего образования для выполнения профессиональных обязанностей. В то же время лишь примерно каждый третий чиновник уверенно заявил о полной достаточности своего образования.
Тем не менее, видно, что чиновники настроены в целом весьма положительно относительно перспективы получения образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Таким образом, из полученных данных можно сделать вполне определенный вывод:
В ГУ МЧС по Амурской области преобладает возрастная группа от 30 до 49 лет. Большинство кадрового состава имеет высшее образование по профилю, не соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются. Отсюда невысокий процент окончивших специальные учебные заведения по подготовке кадров управления.
Социально-профессиональные характеристики кадрового состава чиновничества говорят о преобладании работников старшей возрастной группы с большим стажем работы в органах управления, работников с непрофильным образованием
Доминируют в содержании этикета государственных чиновников профессиональная компетентность, квалификация, умение работать с людьми, чувство справедливости, доброжелательности, этики, нравственности. Практически мало значимыми оказываются такие ценности, как знание законов, установление хороших отношений с коллегами по работе, принципиальность, упорство, образование, навыки в работе и т.п.
Формирование ценностей профессиональной этики непосредственным образом зависит от характера и стереотипов профессиональной деятельности государственных чиновников.
Чтобы государственные органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал.
На основании полученных выводов в результате исследования попробуем определить состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего.
- 1. Добро и зло
- 2. Справедливость
- 3. Долг
- 4. Совесть
- 5. Ответственность
- 6. Достоинство и честь
- 7. Гуманизм как этический принцип
- Особенности профессиональной этики военного психолога
- 1. Понятие профессиональной этики
- 1.1 Происхождение профессиональной этики
- 1.2 Понятие профессиональной этики
- 1.3 Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение
- 1.4 Виды профессиональной этики
- 2. Особенности профессиональной этики военного психолога
- 2.1 Особенности работы военного психолога
- 2.2 Содержание психологической работы военного психолога
- 2.3 Особенности профессиональной этики военного психолога
- 1. Понятие и виды профессиональной этики
- 2. Особенности профессии юриста и их нравственное значение
- 3. Судебная этика, ее содержание и значение
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- 2. Этика государственного служащего
- 2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
- 2.2 Особенности этики государственного служащего
- 2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих гу мчс по Амурской области
- 2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- 3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих
- 3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы
- 3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе
- 3.3 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих
- Основы этики ученого
- Профессиональная этика журналистов
- Этика бизнеса
- История этических учений
- 2.Этические учения Древней Индии
- 3.Этические системы Древней Греции и Рима
- 3.1.Предэтика
- 3.2.Античное просвещение
- 3.3. Классическая этика
- 3.4. Эллинистические школы этики
- 4.Религиозная этика средневековья
- 5. Этика ислама. Учение о добродетелях и пороках. Запреты и поощрения
- 6.Этические учения эпохи Возрождения и нового времени
- 7. Этическая мысль немецкой классической философии
- 8. Европа: хiх-хх вв. Основные этические учения
- Концепция эволюционной этики
- 1. Исторические корни эволюционной этики.
- 2. Отправная точка - животный мир.
- 3. Поиск эволюционного субстрата морали.
- 4. Философские проблемы эволюционной этики.