3. Поиск эволюционного субстрата морали.
Связать поведение животных и моральные установки человечества должно, по мнению социобиологов, введенное Э.Уилсоном понятие "эпигенетических правил". Под эпигенетическими правилами понимаются любые регулярности в процессе эпигенезиса, которые канализируют развитие анатомических, физиологических и поведенческих черт в определенном направлении [4]. Применимо к психологии человека можно говорить, что существует ограничительное начало в психике человека ( с соответствующим субстратом в мозге), которое направляет мышление и влияет на него.
Эпигенетические правила подразделяют на первичные и вторичные. Первичные эпигенетические правила управляют восприятием сырой сенсорной информации; под ними понимаются автоматические процессы, ведущие от сенсорной фильтрации к восприятию. Результатом этой фильтрации является минимальная подверженность варьированию благодаря обучению. Среди первичных эпигенетических правил обнаруживается предрасположенность человека выбирать одни определенные цвета в отличие от других или предпочитать одни вкусовые ощущения другим, что несомненно играет в эволюции приспособительную роль. Вторичные эпигенетические правила действуют на основе всякой информации, появившейся в сфере восприятия, и включают в себя оценку самого восприятия. Хороший пример - инцестный барьер, который есть практически во всех человеческих обществах. При отсутствии простого генетического механизма естественный отбор привел к тому, что мы сами отвергаем возможность создания биологически неблагоприятного потомства. Благодаря культурному эффекту воспитания в детстве достигается генетическая цель [1].
Основной идеей об эпигенетических правилах является то, что эти правила, или ограничения, заложены в человеке благодаря естественному отбору в целях адаптации. Мы мыслим в определенном генетически предетерминированном русле, т.к. биологически более благоприятно поступать так. Опираясь на все вышеизложенное, социобиологи утверждают, что мораль зашифрована в эпигенетических правилах, прежде всего во вторичных [1,2]. Однако, как сущность, так и форма этих правил управляется механизмами, порождающими альтруизм. Люди взаимодействуют с чувством моральности, и также поступки соответствуют нашим биологическим интересам. При этом Рьюз замечает, что люди действуют бескорыстно, не по эгоистическим убеждениям. Чувство нашего собственного действия и поступков заложено в нас эволюционным процессом, но не является тем, о чем мы можем принимать решение сами [1]. Здесь социобиология противопоставляет себя взглядам экзистенциалистов, таких как Сартр, доказывавшим что человек в состоянии выбирать даже сущность моральности.
Концепция эпигенетических правил занимает центральное место в теории эволюционного происхождения морали Уилсона и Рьюза и выполняет важную смысловую задачу - эпигенетические правила выступают универсальными посредниками между культурой и биологией человека. Такая натуралистическая концепция выглядит значительно более гибкой по сравнению с взглядами более ранних эволюционистов-социобиологов, исходивших из прямолинейных аналогий между природными и культурными процессами.
- 1. Добро и зло
- 2. Справедливость
- 3. Долг
- 4. Совесть
- 5. Ответственность
- 6. Достоинство и честь
- 7. Гуманизм как этический принцип
- Особенности профессиональной этики военного психолога
- 1. Понятие профессиональной этики
- 1.1 Происхождение профессиональной этики
- 1.2 Понятие профессиональной этики
- 1.3 Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение
- 1.4 Виды профессиональной этики
- 2. Особенности профессиональной этики военного психолога
- 2.1 Особенности работы военного психолога
- 2.2 Содержание психологической работы военного психолога
- 2.3 Особенности профессиональной этики военного психолога
- 1. Понятие и виды профессиональной этики
- 2. Особенности профессии юриста и их нравственное значение
- 3. Судебная этика, ее содержание и значение
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- 2. Этика государственного служащего
- 2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа
- 2.2 Особенности этики государственного служащего
- 2.3 Исследование профессионально-этического уровня государственных служащих гу мчс по Амурской области
- 2.4 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- 3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих
- 3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы
- 3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе
- 3.3 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих
- Основы этики ученого
- Профессиональная этика журналистов
- Этика бизнеса
- История этических учений
- 2.Этические учения Древней Индии
- 3.Этические системы Древней Греции и Рима
- 3.1.Предэтика
- 3.2.Античное просвещение
- 3.3. Классическая этика
- 3.4. Эллинистические школы этики
- 4.Религиозная этика средневековья
- 5. Этика ислама. Учение о добродетелях и пороках. Запреты и поощрения
- 6.Этические учения эпохи Возрождения и нового времени
- 7. Этическая мысль немецкой классической философии
- 8. Европа: хiх-хх вв. Основные этические учения
- Концепция эволюционной этики
- 1. Исторические корни эволюционной этики.
- 2. Отправная точка - животный мир.
- 3. Поиск эволюционного субстрата морали.
- 4. Философские проблемы эволюционной этики.