logo

4. Механизмы психики.

Сравните:

Sigmund Freud. The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis, Chapter XXIII (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989).

Термины активный и пассивный никогда не имели в психиатрическом мышлении достаточно ясного смысла. Я принял здесь простую точку зрения, обходящую ряд имеющихся недоразумений. В действительности ситуация сложнее и представляет собой нечто вроде инфекции, внесенной греческим глаголом.

5. Выражение инстинктов и Эго.

Обсуждение относящихся сюда вопросов см. в книгах:

S. I. Hayakawa. Language in Thought and Action. Alien & Unwin, 1952.

Alfred Korzybski. Science and Sanity. Lakevill, Conn.: Institute of General Semantics, 1958.

Интимная анатомия половой деятельности описана в книге

W. H. Masters and V. I. Johnson. The Human Sexual Response. London: J.& A. Churchill, 1966.

6. Психический рост.

Сравните:

Sigmund Freud. Three Contributions to the Theory of Sex. New York: Dutton Paperbacks, 1962.

7. Суперэго.

Сравните:

Sigmund Freud. The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis, Chapter XXXI (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989).

8. Physis.

"Тележка, запряженная ослом", о которой говорила наша пациентка, напоминает "лошадь и всадника" в изложении Фрейда. Концепция состояний Эго, развиваемая дальше в главе об анализе взаимодействий, устраняет путаницу, связанную с явлением самонаблюдения. Используемое здесь представление о фюзисе или физисе заимствовано у Джилберта Мерри, см.:

Gilbert Murray. Five Stages of Greek Religion. Garden City, N.Y.: Doubleday Anchor Books, 1955.

Наиболее известный из авторов, писавших о творческом росте, – Бергсон:

Henry Bergson. Creative Evolution. MacMillan, 1965.

Среди других авторов, хорошо объясняющих эту проблему, упомянем Шопенгауэра. Фрейд в работе "По ту сторону принципа удовольствия" выразил свое неверие в существование универсальной творческой силы такого рода, назвав ее "приятной иллюзией". Но и он одно время не был уверен, что нечто вроде физиса не содействует Ананке 78в качестве движущей силы эволюции. "Эта оценка неизбежных потребностей жизни, – говорил он, – не обязательно служит косвенным аргументом против важности "внутренних тенденций к развитию", если будет установлено их существование" (The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis, p. 355). По-видимому, вначале он был гораздо более уверен в отношении инстинкта смерти, впоследствии же приписывал Эросу и Танатосу равное значение. Проницательный взгляд некоторых шизофреников способен ясно видеть процессы распада в жизни окружающих людей, и эти их наблюдения поддерживают предположение об инстинкте смерти.