5. История и будущее анализа взаимодействий.
Анализ взаимодействий начался с открытия Ребенка. Доктор Эрик Берн, занимавшийся в течение пятнадцати лет ортодоксальным психоанализом, опубликовал историю болезни весьма преуспевавшего юриста. Этот юрист рассказал ему об одном восьмилетнем мальчике, проводившем каникулы на ранчо. Мальчик носил ковбойский костюм и помогал наемному работнику. Когда работа была окончена, тот сказал ему: "Спасибо, пастушок!", на что помощник ответил: "На самом деле я не пастушок, я просто мальчик".
Юрист рассказал далее, что в своей профессиональной работе он ведет себя как взрослый. Он успешно выступал в суде, был счастливым главой семьи и выполнял немало полезной общественной работы. Но в известные моменты он как будто говорил себе: "На самом деле я не юрист, я просто мальчик". Доктор Берн заметил в ходе его лечения, что манеры юриста, его жестикуляция и любовь к шумным выходкам бывали иногда в точности те же, что у мальчика, каким он некогда был. Это привело к выводу, что мальчик, то есть детское состояние Эго, играет очень важную роль в трудностях пациента. Оказалось, что это состояние Эго, Ребенок, не совпадает с Ид. В то время как подсознательное Ид является гипотетическим понятием, Ребенок поддается наблюдению и легко может стать предметом сознательного восприятия. Далее последовало изучение других случаев, показавшее, что Ребенок составляет лишь часть личности, и обнаружившее другие, также наблюдаемые части личности – Родителя и Взрослого. Эти состояния Эго – Родитель, Взрослый и Ребенок – открыли новый реалистический подход к описанию человеческой личности.
В конце 50-х годов небольшая группа психиатров, психологов и социальных работников, объединенных общей заинтересованностью в групповой терапии, стала регулярно собираться у доктора Берна в Сан-Франциско. Они обменивались клиническим опытом, чтобы понять, как человек может добиться контроля над своим расстроенным поведением. 56Вскоре они пришли к выводу, что большая часть таких расстройств происходит от конфликта между родительским и детским состояниями Эго и принялись изучать взаимоотношения между этими состояниями. Первой была открыта игра "Почему Бы Вам Не; Да, Но", и к 1962 году был выделен целый ряд игр.
На раннем этапе анализа взаимодействий не было никаких учебников, потому что анализом этого рода никто не занимался прежде. Обсуждая истории болезни и прослушивая записанные на пленку занятия терапевтических групп, участники семинара заметили, что и сам врач проявляет тенденцию разыгрывать те или иные игры. После тщательного обсуждения этого, вопроса лечение удалось улучшить. Чтобы у пациентов были лучшие шансы на выздоровление, врач должен, как это обнаружилось на семинаре, отдавать себе отчет в том, что делают его собственный Родитель, Взрослый и Ребенок в каждый момент группового занятия. Отсюда развилась строгая программа подготовки, включавшая посещение еженедельных семинаров и период работы под руководством опытного специалиста по анализу взаимодействий. Эта обширная подготовка длится от года до трех лет или больше и завершается устным или письменным экзаменом перед особой экзаменационной комиссией из старших специалистов. Лишь после такой успешно завершенной подготовки квалифицированный терапевт становится дипломированным специалистом по анализу взаимодействий. Эта подготовка прибавляется к обычной профессиональной подготовке, получаемой общепринятым способом. Из небольшой первоначальной группы, возникшей на Западном побережье, выросла международная организация под названием "Международная ассоциация анализа взаимодействий"; в ней более четырехсот членов, практикующих в тридцати штатах и во многих иностранных государствах, и около двадцати местных отделений.
В регулярно работающих научных семинарах разрабатываются теперь новые представления о человеческих проблемах. Особенно многообещающую область исследований, развившуюся в последнее время, составляет детальное изучение, каким образом матери или отцы разрешают своим детям преуспевать или терпеть неудачи. Из таких разрешений возникают сценарии жизни; эти сценарии, как было обнаружено, могут быть изменены или написаны заново. Теория и способы лечения, выработанные в анализе взаимодействий, постоянно расширяются и подвергаются проверке
- Эрик Берн Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных Предисловие к первому изданию.
- Предисловие автора
- Предисловие ко второму изданию.
- Предисловие к третьему изданию.
- Введение.
- Часть 1. Нормальное развитие.
- Глава I. С чем людям приходится сталкиваться?
- 1. Можно ли судить о людях по их виду?
- 2. Откуда происходит человеческая энергия?
- 3. Зачем нужен мозг?
- 4. Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?
- 5. Как чувства изменяют опыт.
- 6. Чем люди отличаются друг от друга.
- Глава II. Что люди пытаются делать.
- 1. Что такое человек?
- 2. Что человеку надо?
- 3. Каковы самые мощные стремления?
- 4. Проблема человека.
- 5. Как люди выражают свои стремления?
- 6. Как люди обращаются со своим окружением?
- 7. Как человек растет и меняется?
- 8. Почему человек должен управлять собой?
- 9. Как человек принимает решение?
- 10. Для кого все это делается?
- Глава III. Рост индивида.
- 1. Чем взрослый отличается от ребенка?
- 2. О чем думает новорожденный?
- 3. Эмоциональное развитие сосущего младенца.
- 4. Как ребенок учится себя вести.
- 5. Маленький мальчик и маленькая девочка.
- 6. Обращение с людьми.
- 7. Когда начинается половая деятельность?
- 8. Как ребенок реагирует на поведение родителей?
- Глава IV. Сны и подсознание.
- 1. Что такое подсознание?
- 2. Из чего состоит подсознание?
- 3. Почему люди видят сны?
- 4. Истолкование сновидений.
- 5. Что такое сон?
- Часть 2. Ненормальное развитие. Глава V. Неврозы.
- 1. Каким образом эмоции вызывают физическое заболевание.
- 2. Каким образом эмоции вызывают физическую боль?
- 3. Что такое психосоматическая медицина?
- 4. Что такое невротическое поведение?
- 5. Что такое невротический симптом?
- 6. Различные виды неврозов.
- 7. Что вызывает неврозы?
- Глава VI. Психозы.
- 1. Что такое сумасшествие?
- 2. Различные виды психозов.
- 3. Что вызывает психозы?
- Глава VII. Алкоголь, химические препараты и некоторые расстройства поведения. 26
- 1. Разные виды пьянства.
- 2. Что такое наркоман?
- 3. Во что люди могут вовлекаться?
- 4. Как вылечить "зависимого"?
- 5. Белая горячка (Delirium tremens).
- 6. Что такое социопат?
- 7. Что такое половое извращение?
- 8. Что такое мастурбация?
- 9. Что такое гомосексуализм?
- 10. Что такое транссексуалы и травести?
- Часть 3. Методы лечения. Глава VIII. Психотерапия.
- 1. Что значит "обратиться к психиатру"?
- 2. Что такое психоанализ?
- 3. Как проводится психоанализ.
- 4. Что происходит во время анализа?
- 5. Кто должен подвергнуться психоанализу?
- 6. Кто был Фрейд?
- 7. Фрейд и его последователи.
- 8. Что такое гипноз?
- 9. Другие подходы.
- 10. Что такое групповая терапия?
- 11. Что такое семейная терапия?
- Глава IX. Анализ взаимодействий.
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы.
- 3. Как происходит анализ взаимодействий.
- 4. Анализ взаимодействий в действии.
- 5. История и будущее анализа взаимодействий.
- Глава X. Смежные профессии.А. Психиатрическая социальная работа.
- 1. Что такое психиатрический социальный работник?
- 2. В чем состоит подготовка к психиатрической социальной работе?
- 3. Чем отличается психиатрический социальный работник от других психотерапевтов?
- 1. Что такое психиатрическая сестра? 60
- 1. Что такое пастырское наставление?
- 2. Подготовка к пастырскому наставлению.
- 3. Куда обращаются за наставлением.
- 4. Как выполняется пастырское наставление.
- 1. Что такое общинная психиатрия?
- 2. Виды психиатрического обслуживания.
- 3. Чем может быть полезен общинный психиатр?
- 4. Чем психиатрия может помочь производству?
- Глава XI. Лекарства и другие методы.
- 1. Старые лекарства.
- 2. Кто открыл змеиный корень?
- 3. Виды транквилизаторов.
- 4. О "сыворотке правды".
- 5. О лечении шоком.
- 6. Что такое мозговые волны?
- 7. Что такое воздушная энцефалограмма?
- Глава XII. Практические вопросы.
- 1. Как выбрать врача.
- 2. Можно ли вылечить психические болезни?
- Приложение. Вне науки.
- 1. О гадалках.
- 2. Что такое интуиция?
- 3. Как действует интуиция?
- 4. Что такое сверхчувственное восприятие?
- 5. Как действует сверхчувственное восприятие?
- Примечания к главам. Глава I.
- 1. Физическое строение.
- 2. Эндокринные железы.
- 3. Мозг.
- 4. Образы.
- 5. Представления.
- 6. Индивидуальные различия.
- Глава II.
- 1. Напряжения.
- 2. Беспокойство.
- 3. Инстинкты.
- 4. Механизмы психики.
- Глава III.
- 1. Взрослый и ребенок.
- 2 И 3. Новорожденный и сосание.
- 4. Оральный и анальный эротизм.
- 5, 6 И 7.
- 8. Эдипов комплекс.
- Глава IV.
- 1 И 2. Подсознание.
- 3 И 4. Сновидения.
- 5. Сон.
- Глава V.
- 1 И 2. Эмоции и болезнь.
- 3. Психосоматическая медицина.
- 4. Невротическое поведение.
- 5. Невротические симптомы
- 6. Нозология.
- 7. Причины невроза.
- Глава VI.
- 1. Сумасшествие.
- 2. Виды психозов.
- Глава VII.
- 1. Алкоголизм.
- 2. Наркомания.
- 3. Психоделические средства и другие препараты.
- 4. Лечение алкоголиков.
- 5. Delirium Tremens.
- 6. Социопаты.
- 7. Половые извращения.
- 8. Мастурбация.
- 9. Гомосексуализм.
- 10. Травести и транссексуалы.
- Глава VIII.
- 1. Психотерапия.
- 2. Что такое психоанализ?
- 3 И 4. Процесс анализа.
- 5. Кому следует подвергнуться психоанализу?
- 6. Фрейд.
- 7. Диссиденты.
- 8. Гипноз.
- 9. Другие подходы.
- 10. Групповая терапия.
- 11. Семейная терапия.
- Глава IX.
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы.
- 3. Как происходит анализ взаимодействий.
- 4. Анализ взаимодействий в действии.
- 5. История и будущее анализа взаимодействий.
- Глава X. В. Пастырское наставление.
- Г. Общинная психиатрия.
- Глава XI.
- 2. Раувольфия.
- 3. Новые лекарства.
- 4. Наркоанализ и наркосинтез.
- 2. Результаты.
- Приложение.
- 1. Гадалки.
- 2 И 3. Интуиция.
- 4. Счв.
- 5. Природа счв.
- Словарь терминов.