10. Для кого все это делается?
Что такое "Я"? Мы описали желания Ид, удовлетворение которых доставляет индивиду удовольствие. Мы рассказали, каким образом Суперэго руководит действиями Эго и наказывает индивида за его грехи. Мы рассмотрели, каким образом Эго, зажатое между этими двумя силами, должно руководить "нами" среди опасностей внешнего мира. Для кого же работают все эти силы? Что такое мое истинное Я? Может быть, это мое Эго? Или мое Ид? Или мое Суперэго?
Одна женщина описывала свое Я как нечто управляющее всем ее остальным существом. Самое себя она представляла чем-то вроде возницы, управляющего запряженной ослом тележкой. Осел был частью ее самой; временами он брал верх и заставлял ее делать вещи, о которых она жалела. В таких случаях ее Я осуждало осла. Чем было это Я, о котором она говорила? Это было Эго.
Эго – это система, способная видеть самое себя подобно тому, как части тела могут ощущать одна другую. Отсюда у людей возникает ощущение, что они могут проследить за работой собственной психики как будто со стороны точно так же, как могут проследить за перемещениями своей ноги. В действительности в Эго содержатся три части, и все они могут смотреть друг на друга в разные моменты времени. Одну из этих частей составляют специальные родительские образы; другая часть – это взрослое Я, работающее в соответствии с Принципом Реальности; и вдобавок у каждого человека сидит в голове маленький ребенок, которым он некогда был. У каждой женщины есть в голове маленькая девочка, а у каждого мужчины – маленький мальчик. Родительская часть, взрослая часть и детская часть представляют собой три различных Я. Пока одно из этих Я действует независимо от остальных, индивид чувствует себя одной личностью; но если две из них действуют одновременно, то каждая из них смотрит на другую, удивляясь, что же происходит? Эти три аспекта Эго будут подробнее рассмотрены в главе IX.
Есть, однако, нечто сверх этого – некая сила, побуждающая людей расти, развиваться и становиться лучше. Ее можно рассматривать как четвертую силу личности наряду с Эго, Суперэго и Ид. Об этой четвертой силе психиатры и психологи знают очень мало, а может быть, не знают ничего. Верующие могут сказать, что это душа. Ученые в настоящее время не имеют ответа. До сих пор мы избегали этого вопроса, описывая человека просто как энергетическую систему – систему сил, непрерывно пытающуюся восстановить или сохранить равновесие, и вовсе не пытающуюся "понравиться" кому-нибудь или чему-нибудь вне себя или в самой себе, не более, чем Земля пытается кому-нибудь "понравиться", вращаясь вокруг Солнца. Полезно предположить, однако, что существует некая система напряжений, в нормальных условиях непрерывно толкающая живые существа в направлении прогресса. Мы можем предположить существование такой системы, чтобы объяснить, почему человек растет, почему человеческий род пытается стать лучше, почему животные в процессе эволюции становятся предприимчивее и почему психика обогащается творческой любовью к красоте, по мере того как ее энергетическая система становится все сложнее – от медузы через лягушек и обезьян – к человеку. Мы можем забыть о том, кому все это нужно, и все же предполагать, что внутри нас есть некая сила, устремляющая нас дальше и выше.
Как мы увидим дальше, невроз дает индивиду ряд преимуществ.
Какая же сила заставляет его хотеть выздороветь, если ему во многих отношениях лучше остаться со своим неврозом? Какова целебная сила природы, вызывающая у больного тела и больной психики стремление к здоровью, к продолжению роста? Что заставляет зародыш развиваться? Почему не остается он просто зародышем? Расти – это тяжелый труд, требующий немалых затрат энергии. Что вынудило каких-то медуз развиваться в человека? Почему не остались они навсегда медузами? Эволюция ведь тоже тяжелый труд.
В поисках ответа обратимся к Зенону, великому семиту, жившему более двух тысяч лет тому назад. Много лет Зенон скитался и задавал вопросы. Скитания его завершились в Афинах, в Древней Греции, но он продолжал задавать вопросы. Зенон часто говорил о физисе, силе природы, вечно побуждающей все вещи расти, а выросшие – совершенствоваться. Не он первый пришел к идее физиса, но он много размышлял о ней в связи с ростом и развитием живых существ. С тех пор многие философы говорили о творческой силе природы, побуждающей все вещи расти, следуя неким правильным и прогрессивным путем.
Если подобное стремление к росту существует в психике и теле человека, то каким образом можно включить его в нашу энергетическую систему, и как оно связано с другими напряжениями нашей психики? Напомним, что выше была речь о мортидо, направленном внутрь и наружу, и о либидо, направленном наружу; но до сих пор мало упоминалось либидо, направленное внутрь. Может оказаться, что энергия роста происходит от либидо, направленного внутрь. Это объяснение кажется, однако, слишком уж простым; не исключено и прямо противоположное: либидо может оказаться лишь одним из аспектов энергии роста. Может быть, физис вовсе не существует; но при всей нашей неспособности сказать об этом предмете что-либо определенное очень уж многие вещи происходят таким образом, как если бы такая сила была; и поэтому легче понять человека, предположив, что она и в самом деле существует.
Начиная с этого места, мы позволим себе предполагать, что физис – это сила, с которой приходится считаться при изучении человеческой психики, избегая при этом вопроса, связана ли эта сила с направленным внутрь либидо и в чем может состоять такая связь. Мы не решили до конца проблему, кто этот "возница", ради которого Эго, Суперэго и Ид поддерживают тонкое равновесие напряжений, позволяющее человеку расти и развиваться; но мы осознали, что в человеческой психике есть и другие возможности, которыми не следует пренебрегать.
- Эрик Берн Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных Предисловие к первому изданию.
- Предисловие автора
- Предисловие ко второму изданию.
- Предисловие к третьему изданию.
- Введение.
- Часть 1. Нормальное развитие.
- Глава I. С чем людям приходится сталкиваться?
- 1. Можно ли судить о людях по их виду?
- 2. Откуда происходит человеческая энергия?
- 3. Зачем нужен мозг?
- 4. Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?
- 5. Как чувства изменяют опыт.
- 6. Чем люди отличаются друг от друга.
- Глава II. Что люди пытаются делать.
- 1. Что такое человек?
- 2. Что человеку надо?
- 3. Каковы самые мощные стремления?
- 4. Проблема человека.
- 5. Как люди выражают свои стремления?
- 6. Как люди обращаются со своим окружением?
- 7. Как человек растет и меняется?
- 8. Почему человек должен управлять собой?
- 9. Как человек принимает решение?
- 10. Для кого все это делается?
- Глава III. Рост индивида.
- 1. Чем взрослый отличается от ребенка?
- 2. О чем думает новорожденный?
- 3. Эмоциональное развитие сосущего младенца.
- 4. Как ребенок учится себя вести.
- 5. Маленький мальчик и маленькая девочка.
- 6. Обращение с людьми.
- 7. Когда начинается половая деятельность?
- 8. Как ребенок реагирует на поведение родителей?
- Глава IV. Сны и подсознание.
- 1. Что такое подсознание?
- 2. Из чего состоит подсознание?
- 3. Почему люди видят сны?
- 4. Истолкование сновидений.
- 5. Что такое сон?
- Часть 2. Ненормальное развитие. Глава V. Неврозы.
- 1. Каким образом эмоции вызывают физическое заболевание.
- 2. Каким образом эмоции вызывают физическую боль?
- 3. Что такое психосоматическая медицина?
- 4. Что такое невротическое поведение?
- 5. Что такое невротический симптом?
- 6. Различные виды неврозов.
- 7. Что вызывает неврозы?
- Глава VI. Психозы.
- 1. Что такое сумасшествие?
- 2. Различные виды психозов.
- 3. Что вызывает психозы?
- Глава VII. Алкоголь, химические препараты и некоторые расстройства поведения. 26
- 1. Разные виды пьянства.
- 2. Что такое наркоман?
- 3. Во что люди могут вовлекаться?
- 4. Как вылечить "зависимого"?
- 5. Белая горячка (Delirium tremens).
- 6. Что такое социопат?
- 7. Что такое половое извращение?
- 8. Что такое мастурбация?
- 9. Что такое гомосексуализм?
- 10. Что такое транссексуалы и травести?
- Часть 3. Методы лечения. Глава VIII. Психотерапия.
- 1. Что значит "обратиться к психиатру"?
- 2. Что такое психоанализ?
- 3. Как проводится психоанализ.
- 4. Что происходит во время анализа?
- 5. Кто должен подвергнуться психоанализу?
- 6. Кто был Фрейд?
- 7. Фрейд и его последователи.
- 8. Что такое гипноз?
- 9. Другие подходы.
- 10. Что такое групповая терапия?
- 11. Что такое семейная терапия?
- Глава IX. Анализ взаимодействий.
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы.
- 3. Как происходит анализ взаимодействий.
- 4. Анализ взаимодействий в действии.
- 5. История и будущее анализа взаимодействий.
- Глава X. Смежные профессии.А. Психиатрическая социальная работа.
- 1. Что такое психиатрический социальный работник?
- 2. В чем состоит подготовка к психиатрической социальной работе?
- 3. Чем отличается психиатрический социальный работник от других психотерапевтов?
- 1. Что такое психиатрическая сестра? 60
- 1. Что такое пастырское наставление?
- 2. Подготовка к пастырскому наставлению.
- 3. Куда обращаются за наставлением.
- 4. Как выполняется пастырское наставление.
- 1. Что такое общинная психиатрия?
- 2. Виды психиатрического обслуживания.
- 3. Чем может быть полезен общинный психиатр?
- 4. Чем психиатрия может помочь производству?
- Глава XI. Лекарства и другие методы.
- 1. Старые лекарства.
- 2. Кто открыл змеиный корень?
- 3. Виды транквилизаторов.
- 4. О "сыворотке правды".
- 5. О лечении шоком.
- 6. Что такое мозговые волны?
- 7. Что такое воздушная энцефалограмма?
- Глава XII. Практические вопросы.
- 1. Как выбрать врача.
- 2. Можно ли вылечить психические болезни?
- Приложение. Вне науки.
- 1. О гадалках.
- 2. Что такое интуиция?
- 3. Как действует интуиция?
- 4. Что такое сверхчувственное восприятие?
- 5. Как действует сверхчувственное восприятие?
- Примечания к главам. Глава I.
- 1. Физическое строение.
- 2. Эндокринные железы.
- 3. Мозг.
- 4. Образы.
- 5. Представления.
- 6. Индивидуальные различия.
- Глава II.
- 1. Напряжения.
- 2. Беспокойство.
- 3. Инстинкты.
- 4. Механизмы психики.
- Глава III.
- 1. Взрослый и ребенок.
- 2 И 3. Новорожденный и сосание.
- 4. Оральный и анальный эротизм.
- 5, 6 И 7.
- 8. Эдипов комплекс.
- Глава IV.
- 1 И 2. Подсознание.
- 3 И 4. Сновидения.
- 5. Сон.
- Глава V.
- 1 И 2. Эмоции и болезнь.
- 3. Психосоматическая медицина.
- 4. Невротическое поведение.
- 5. Невротические симптомы
- 6. Нозология.
- 7. Причины невроза.
- Глава VI.
- 1. Сумасшествие.
- 2. Виды психозов.
- Глава VII.
- 1. Алкоголизм.
- 2. Наркомания.
- 3. Психоделические средства и другие препараты.
- 4. Лечение алкоголиков.
- 5. Delirium Tremens.
- 6. Социопаты.
- 7. Половые извращения.
- 8. Мастурбация.
- 9. Гомосексуализм.
- 10. Травести и транссексуалы.
- Глава VIII.
- 1. Психотерапия.
- 2. Что такое психоанализ?
- 3 И 4. Процесс анализа.
- 5. Кому следует подвергнуться психоанализу?
- 6. Фрейд.
- 7. Диссиденты.
- 8. Гипноз.
- 9. Другие подходы.
- 10. Групповая терапия.
- 11. Семейная терапия.
- Глава IX.
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы.
- 3. Как происходит анализ взаимодействий.
- 4. Анализ взаимодействий в действии.
- 5. История и будущее анализа взаимодействий.
- Глава X. В. Пастырское наставление.
- Г. Общинная психиатрия.
- Глава XI.
- 2. Раувольфия.
- 3. Новые лекарства.
- 4. Наркоанализ и наркосинтез.
- 2. Результаты.
- Приложение.
- 1. Гадалки.
- 2 И 3. Интуиция.
- 4. Счв.
- 5. Природа счв.
- Словарь терминов.