9. Как человек принимает решение?
Есть два способа принимать решение. Первый из них состоит в обдумывании. Мы рассматриваем ту или иную возможность, взвешиваем все обстоятельства и принимаем решение, более или менее соответствующее Принципу Реальности. Второй способ обходится без сознательного обдумывания. Если бы нам пришлось думать о каждой мелочи, которую мы делаем в течение дня, то нерешительность обратила бы нашу жизнь в сплошную суматоху. Представьте себе, что нам пришлось бы каждый раз, нажимая кнопку, задумываться над тем, каким пальцем ее нажать; тогда это превратилось бы в столь же длительную процедуру, как одевание у малышей. Поэтому мозг располагает способами принимать за нас решения без ведома нашего сознания.
Один из способов бессознательного принятия решений – автоматическая экономия мышления, называемая привычкой, – экономит усилия при обращении с простыми повседневными ситуациями, не вызывающими напряжений Ид. Встречаются люди, и в самом деле вынужденные обдумывать и разрабатывать каждый пустяк, который большинство из нас делает по привычке; как мы увидим дальше на примере Энн Кейо, у таких людей возникает множество забот, поглощающих все их время и энергию, так что у них почти не остается времени заняться всерьез обычными делами. Как показали исследования, обычные действия вроде нажатия кнопки или мытья рук, не имеющие для обычного человека какого-либо эмоционального смысла, приобретают у таких людей особое значение. Их либидо и мортидо слишком смещено на тривиальные предметы и делает слишком многие образы неясными. Поскольку привычка работает лишь в ненапряженных ситуациях с отчетливыми образами, у таких одержимых как раз поступки, связанные с привычкой, вызывают трудности. Разные части окружающего мира чрезмерно привлекают их либидо и мортидо.
Для принятия решения в более эмоциональных ситуациях само Ид доставляет нам бессознательную силу. Сила эта основана на эмоциональных установках, заимствуемых в раннем детстве у родителей и других лиц, любовь которых мы ценим и боимся потерять. Выйдя из младенческого возраста, люди приобретают способность бессознательно принимать некоторые решения, соответствующие, как они полагают, воображаемым пожеланиям этих близких людей в данных условиях. Они ведут себя, как будто они говорят себе что-нибудь вроде следующего: "Я должен поступить таким образом, потому что этого потребовал бы мой отец, будь он сейчас рядом со мной. Если я поступлю не так, он нахмурит брови, как это бывало в детстве".
Важно заметить, что человеку вовсе незачем говорить себе эти вещи; результат получается, однако, в точности такой, как если бы он их себе сказал. Таким путем сберегаются время и энергия, необходимые для принятия решений.
У детей, воспитанных без отца или родителями, плохо исполнявшими свою роль, эта часть их развития оказывается нарушенной, что может причинить им в дальнейшей жизни возрастающие огорчения и трудности.
В состав родительских влияний входят усвоенные с детства уроки, как сохранять любовь других людей. В раннем детстве индивид усваивает, как он "должен" себя вести, поскольку родители порицают его, когда он поступает не так, как должен поступать, по их мнению; и это чувство "должного" внедряется столь глубоко, что становится частью психической структуры человека. В более позднем возрасте (то есть после пяти-шести лет) также усваивается нечто должное, теперь уже остающееся в сознании в виде так называемой совести и также играющее роль в принятии решений. Более ранняя подсознательная совесть, однако, важнее сознательной совести, поскольку она образуется раньше, укореняется глубже, имеет большую силу, труднее поддается изменению и контролю и влияет на поведение человека без его отчетливого понимания, а часто вопреки его воле.
Когда индивид вырастает, его родители уже не стоят рядом с ним, готовые наказать его за отступления от должного поведения; но их могущественные, тяжело нагруженные эмоциями образы остаются в его психике, а это не менее действенно, поскольку индивид будет всегда поступать в соответствии со своими образами, а не с реальным окружением. Неважно, что этим образам должного двадцать или сорок лет, потому что они подсознательны, а подсознательное, как мы знаем, никогда не стареет, и образы его пропитаны ощущением бессмертия, сохраняющим их молодыми и свежими. Что касается наказания в случае проступка, то и оно обходится без участия родителей. Об этом заботится его собственное Ид.
Точно так же, как часть либидо обращается на самого индивида, внушая ему уважение к себе, так и часть его мортидо обращается внутрь, доставляя энергию для собственного наказания. Если его поступок несовместим с поведением, усвоенным как должное в раннем детстве, эта часть его мортидо высвечивает перед ним порицающие образы родителей. Когда мы делаем что-нибудь, чего бы делать не должны, возникающая при этом реакция называется "виной". И если даже индивид не сознает этой вины, то неудовлетворенное напряжение направленного внутрь мортидо, возникающее от его безнравственности, проявляется в виде потребности в наказании. Вина и потребность в наказании означают, что образы родителей проявляют активность, угрожая ему наказанием приблизительно так же, как это делали его подлинные родители. Пока эта потребность в наказании не удовлетворена, она продолжает существовать; напряжение может накапливаться годами, а попытки снять его могут привести к тому, что человек будет снова и снова попадать в беду. Направленная внутрь разрушительная энергия должна быть поэтому устранена. Как и другие виды энергии Ид, она может зайти слишком далеко, если Эго не осознает, что происходит, и не остановит развитие процесса. В противном случае потребность в наказании может причинить индивиду неприятности, нередко проявляющиеся в "забывчивости" или "легкомыслии".
Как мы видим, напряжения Ид несколько сложнее, чем можно было подозревать вначале. Имеются напряжения либидо, направленного наружу, и напряжения либидо, направленного внутрь; напряжения мортидо, направленного наружу, и напряжения мортидо, направленного внутрь. Все четыре группы напряжений требуют удовлетворения, и обязанность Эго держать их все под контролем. Одна из важнейших и самых трудных задач Эго – следить за тем, чтобы направленное внутрь напряжение мортидо не возросло сверх меры вследствие удовлетворения какого-либо из остальных трех напряжений. Иными словами, "вина" может вызвать большее напряжение, чем было снято поступком, вызвавшим эту вину; некоторые люди, не умеющие контролировать свое чувство вины, способны безудержно наказывать себя за какой-нибудь банальный проступок.
Бессознательные образы родителей и их преемников, воплощающие ранние уроки жизни, нагружены долей либидо и мортидо, отщепленной от остального Ид. Эта система, участвующая в принятии решений, носит название Суперэго. Вопрос о вине и потребности наказания сложен, поскольку явления эти связаны с рядом элементов, участвующих в принятии решений. Первый из них – только что описанное Суперэго. Второй – это Идеал Эго, состоящий из сложившихся у индивида сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества. Далее, у индивида есть еще сознательный образ того, что хорошо и что плохо, полученный главным образом от его религиозных наставников, школьных учителей и других авторитетов; эти авторитеты и формируют то, что обычно называется совестью.
Для простоты мы объединим все эти три элемента под общим именем Суперэго.
Одна из первых вещей, на которых ребенок учится выполнять свой долг, – это правильное управление кишечником; поэтому период тренировки кишечника играет важную роль в формировании Суперэго. Это хороший пример твердо установленной, но довольно сложной связи между кишечником и мортидо, с которой мы еще встретимся ниже.
Следует иметь в виду, что мортидо, заключенное в Суперэго, есть некоторая доля, отщепленная от остального Ид и способная выступать в большей или меньшей степени в качестве противника Ид. Итак, в конечном счете Эго встречается с тремя энергетическими системами, которые надо принимать в расчет перед действием: это желания Ид, реальность внешнего мира и Суперэго.
Как мы видим, решения человека могут приниматься сознательно или подсознательно. Сознательные решения, как нам хотелось бы думать, регулируются Принципом Реальности и сознательной совестью. Подсознательные решения в случае действий небольшого эмоционального значения могут быть упрощены привычкой, чем достигается также сбережение энергии. В большей части эмоциональных ситуаций решения зависят от исхода конфликта между подсознательными силами Суперэго и Ид. Решение принимается без ведома индивида, не знающего стоящих за этим решением подлинных сил; когда оно уже принято, индивид берет на себя задачу найти для него оправдание, убедив себя и других, что оно принято в соответствии с реальной ситуацией. Этот процесс называется "рационализацией".
- Эрик Берн Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных Предисловие к первому изданию.
- Предисловие автора
- Предисловие ко второму изданию.
- Предисловие к третьему изданию.
- Введение.
- Часть 1. Нормальное развитие.
- Глава I. С чем людям приходится сталкиваться?
- 1. Можно ли судить о людях по их виду?
- 2. Откуда происходит человеческая энергия?
- 3. Зачем нужен мозг?
- 4. Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?
- 5. Как чувства изменяют опыт.
- 6. Чем люди отличаются друг от друга.
- Глава II. Что люди пытаются делать.
- 1. Что такое человек?
- 2. Что человеку надо?
- 3. Каковы самые мощные стремления?
- 4. Проблема человека.
- 5. Как люди выражают свои стремления?
- 6. Как люди обращаются со своим окружением?
- 7. Как человек растет и меняется?
- 8. Почему человек должен управлять собой?
- 9. Как человек принимает решение?
- 10. Для кого все это делается?
- Глава III. Рост индивида.
- 1. Чем взрослый отличается от ребенка?
- 2. О чем думает новорожденный?
- 3. Эмоциональное развитие сосущего младенца.
- 4. Как ребенок учится себя вести.
- 5. Маленький мальчик и маленькая девочка.
- 6. Обращение с людьми.
- 7. Когда начинается половая деятельность?
- 8. Как ребенок реагирует на поведение родителей?
- Глава IV. Сны и подсознание.
- 1. Что такое подсознание?
- 2. Из чего состоит подсознание?
- 3. Почему люди видят сны?
- 4. Истолкование сновидений.
- 5. Что такое сон?
- Часть 2. Ненормальное развитие. Глава V. Неврозы.
- 1. Каким образом эмоции вызывают физическое заболевание.
- 2. Каким образом эмоции вызывают физическую боль?
- 3. Что такое психосоматическая медицина?
- 4. Что такое невротическое поведение?
- 5. Что такое невротический симптом?
- 6. Различные виды неврозов.
- 7. Что вызывает неврозы?
- Глава VI. Психозы.
- 1. Что такое сумасшествие?
- 2. Различные виды психозов.
- 3. Что вызывает психозы?
- Глава VII. Алкоголь, химические препараты и некоторые расстройства поведения. 26
- 1. Разные виды пьянства.
- 2. Что такое наркоман?
- 3. Во что люди могут вовлекаться?
- 4. Как вылечить "зависимого"?
- 5. Белая горячка (Delirium tremens).
- 6. Что такое социопат?
- 7. Что такое половое извращение?
- 8. Что такое мастурбация?
- 9. Что такое гомосексуализм?
- 10. Что такое транссексуалы и травести?
- Часть 3. Методы лечения. Глава VIII. Психотерапия.
- 1. Что значит "обратиться к психиатру"?
- 2. Что такое психоанализ?
- 3. Как проводится психоанализ.
- 4. Что происходит во время анализа?
- 5. Кто должен подвергнуться психоанализу?
- 6. Кто был Фрейд?
- 7. Фрейд и его последователи.
- 8. Что такое гипноз?
- 9. Другие подходы.
- 10. Что такое групповая терапия?
- 11. Что такое семейная терапия?
- Глава IX. Анализ взаимодействий.
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы.
- 3. Как происходит анализ взаимодействий.
- 4. Анализ взаимодействий в действии.
- 5. История и будущее анализа взаимодействий.
- Глава X. Смежные профессии.А. Психиатрическая социальная работа.
- 1. Что такое психиатрический социальный работник?
- 2. В чем состоит подготовка к психиатрической социальной работе?
- 3. Чем отличается психиатрический социальный работник от других психотерапевтов?
- 1. Что такое психиатрическая сестра? 60
- 1. Что такое пастырское наставление?
- 2. Подготовка к пастырскому наставлению.
- 3. Куда обращаются за наставлением.
- 4. Как выполняется пастырское наставление.
- 1. Что такое общинная психиатрия?
- 2. Виды психиатрического обслуживания.
- 3. Чем может быть полезен общинный психиатр?
- 4. Чем психиатрия может помочь производству?
- Глава XI. Лекарства и другие методы.
- 1. Старые лекарства.
- 2. Кто открыл змеиный корень?
- 3. Виды транквилизаторов.
- 4. О "сыворотке правды".
- 5. О лечении шоком.
- 6. Что такое мозговые волны?
- 7. Что такое воздушная энцефалограмма?
- Глава XII. Практические вопросы.
- 1. Как выбрать врача.
- 2. Можно ли вылечить психические болезни?
- Приложение. Вне науки.
- 1. О гадалках.
- 2. Что такое интуиция?
- 3. Как действует интуиция?
- 4. Что такое сверхчувственное восприятие?
- 5. Как действует сверхчувственное восприятие?
- Примечания к главам. Глава I.
- 1. Физическое строение.
- 2. Эндокринные железы.
- 3. Мозг.
- 4. Образы.
- 5. Представления.
- 6. Индивидуальные различия.
- Глава II.
- 1. Напряжения.
- 2. Беспокойство.
- 3. Инстинкты.
- 4. Механизмы психики.
- Глава III.
- 1. Взрослый и ребенок.
- 2 И 3. Новорожденный и сосание.
- 4. Оральный и анальный эротизм.
- 5, 6 И 7.
- 8. Эдипов комплекс.
- Глава IV.
- 1 И 2. Подсознание.
- 3 И 4. Сновидения.
- 5. Сон.
- Глава V.
- 1 И 2. Эмоции и болезнь.
- 3. Психосоматическая медицина.
- 4. Невротическое поведение.
- 5. Невротические симптомы
- 6. Нозология.
- 7. Причины невроза.
- Глава VI.
- 1. Сумасшествие.
- 2. Виды психозов.
- Глава VII.
- 1. Алкоголизм.
- 2. Наркомания.
- 3. Психоделические средства и другие препараты.
- 4. Лечение алкоголиков.
- 5. Delirium Tremens.
- 6. Социопаты.
- 7. Половые извращения.
- 8. Мастурбация.
- 9. Гомосексуализм.
- 10. Травести и транссексуалы.
- Глава VIII.
- 1. Психотерапия.
- 2. Что такое психоанализ?
- 3 И 4. Процесс анализа.
- 5. Кому следует подвергнуться психоанализу?
- 6. Фрейд.
- 7. Диссиденты.
- 8. Гипноз.
- 9. Другие подходы.
- 10. Групповая терапия.
- 11. Семейная терапия.
- Глава IX.
- 1. Что такое анализ взаимодействий?
- 2. Теоретические основы.
- 3. Как происходит анализ взаимодействий.
- 4. Анализ взаимодействий в действии.
- 5. История и будущее анализа взаимодействий.
- Глава X. В. Пастырское наставление.
- Г. Общинная психиатрия.
- Глава XI.
- 2. Раувольфия.
- 3. Новые лекарства.
- 4. Наркоанализ и наркосинтез.
- 2. Результаты.
- Приложение.
- 1. Гадалки.
- 2 И 3. Интуиция.
- 4. Счв.
- 5. Природа счв.
- Словарь терминов.