logo
ЭДО лекции

Регулирование деловой этики в организации. Основные проблемы деловых отношений на микроуровне.

Существует 4 уровня регулирования деловой этики в организации:

  1. Этические принципы, преобладающие во внешней для организации среде:

  2. Нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников организации.

  3. Ценности и нормы, принятые в коллективе сотрудников организации

  4. Индивидуальные мотивы сотрудников компании

Проблемы, относящиеся к области микроэтики связаны со следующими типами отношений:

  1. Отношения между руководителями и подчинёнными (по вертикали)

  2. Отношения между сотрудниками одного уровня (по горизонтали)

Примеры ситуаций, в которых могут возникать этические проблемы

  1. Взаимодействие руководителей и неформальных лидеров

  2. Оказание взаимных услуг

  3. Служебные разоблачения

  4. Конфликт интересов

Отношения между руководителями и подчинёнными.

Действия и поступки руководителя во многом определяют состояние нравственного климата во вверенном ему коллективе

Традиционно выделяют следующие стили руководства:

  1. Авторитарный (директивный)

  2. Демократический (коллегиальный)

  3. Либеральный (популистский)

авторитарный

демократический

  1. Базируется на принципах авторитарной этики и стремлении к единовластию

  2. Жстко регламентирует задачи методы деятельности подчинённых

  3. Централизованное авторитарное решение вопросов

  4. Возможно подавление инициативы и творческой мысли работника

  5. Выше всего ценится формальная дисциплина и идеальный порядок

  6. Проявляется бестактность, грубость, склонность к произволу

  1. Гуманистическая этика и демократия

  2. Подчиненным предоставляется определённая свобода в решении производственных вопросов

  3. Коллегиальное обсуждение и решение вопросов

  4. Стимулируется развитие инициативы и творчества работника

  5. Служебная дисциплина и идеальный порядок средства, а не сама цель

  6. Применяется принцип свободной дискуссии и взаимной критики

Для либерального стиля характерны:

  1. Вопросы управления передаются подчинённым

  2. Руководитель самоустраняется от решения острых вопросов и конфликтов

  3. Руководитель стремится избежать оценки работы подчинённых

В последнее время выделяют ещё один стиль – партисипативный (participative management) – руководитель – координатор процесса управления, вовлекающего сотрудников организации всех уровней

Руководителю не достаточно формального и профессионального авторитета чтобы управлять людьми, ему необходимо обладать личным авторитетом, основу которого составляет высокая нравственная культура в его компонентах:

  1. Культура нравственного сознания

  2. Культура нравственных чувств

  3. Культура поведения

Этика вертикальных отношений предъявляет высокие требования не только к руководителю. Существуют определённые принципы отношения починенных к руководителю:

  1. Дисциплинированность, вежливость и чувство субординации

  2. Инициативность и самостоятельность суждений

  3. Смелость и твёрдость в защите собственного мнения

  4. Доверие и уважение к опыту и знаниям руководителя, понимание его ответственности

Отношения между сотрудниками.

ЭДО по горизонтали ориентирована на установление оптимального морально – психологического климата в коллективе.

Основные принципы и нормы отношений по горизонтали:

  1. Самоуправление и контроль за собственным поведением

  2. Координация собственного поведения, потребностей, темперамента, интересов и настроения с окружающими

  3. Стремление к взаимопониманию

  4. Способность к сочувствию, сопереживанию

Эти общие принципы отношений по горизонтали конкретизируются в нормах поведения, которые включают в себя:

  1. Подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива

  2. Умение не превращать деловые разногласия в личную неприязнь и не переносить личные симпатии и антипатии на служебные взаимоотношения