Регулирование деловой этики в организации. Основные проблемы деловых отношений на микроуровне.
Существует 4 уровня регулирования деловой этики в организации:
Этические принципы, преобладающие во внешней для организации среде:
Нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников организации.
Ценности и нормы, принятые в коллективе сотрудников организации
Индивидуальные мотивы сотрудников компании
Проблемы, относящиеся к области микроэтики связаны со следующими типами отношений:
Отношения между руководителями и подчинёнными (по вертикали)
Отношения между сотрудниками одного уровня (по горизонтали)
Примеры ситуаций, в которых могут возникать этические проблемы
Взаимодействие руководителей и неформальных лидеров
Оказание взаимных услуг
Служебные разоблачения
Конфликт интересов
Отношения между руководителями и подчинёнными.
Действия и поступки руководителя во многом определяют состояние нравственного климата во вверенном ему коллективе
Традиционно выделяют следующие стили руководства:
Авторитарный (директивный)
Демократический (коллегиальный)
Либеральный (популистский)
авторитарный | демократический |
|
|
Для либерального стиля характерны:
Вопросы управления передаются подчинённым
Руководитель самоустраняется от решения острых вопросов и конфликтов
Руководитель стремится избежать оценки работы подчинённых
В последнее время выделяют ещё один стиль – партисипативный (participative management) – руководитель – координатор процесса управления, вовлекающего сотрудников организации всех уровней
Руководителю не достаточно формального и профессионального авторитета чтобы управлять людьми, ему необходимо обладать личным авторитетом, основу которого составляет высокая нравственная культура в его компонентах:
Культура нравственного сознания
Культура нравственных чувств
Культура поведения
Этика вертикальных отношений предъявляет высокие требования не только к руководителю. Существуют определённые принципы отношения починенных к руководителю:
Дисциплинированность, вежливость и чувство субординации
Инициативность и самостоятельность суждений
Смелость и твёрдость в защите собственного мнения
Доверие и уважение к опыту и знаниям руководителя, понимание его ответственности
Отношения между сотрудниками.
ЭДО по горизонтали ориентирована на установление оптимального морально – психологического климата в коллективе.
Основные принципы и нормы отношений по горизонтали:
Самоуправление и контроль за собственным поведением
Координация собственного поведения, потребностей, темперамента, интересов и настроения с окружающими
Стремление к взаимопониманию
Способность к сочувствию, сопереживанию
Эти общие принципы отношений по горизонтали конкретизируются в нормах поведения, которые включают в себя:
Подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива
Умение не превращать деловые разногласия в личную неприязнь и не переносить личные симпатии и антипатии на служебные взаимоотношения
- Происхождение этики. Предмет, задачи и функции этики. Мораль и нравственность. Виды и структуры современной этики.
- Предмет этики.
- Виды и структура современной этики.
- Прикладная
- Подходы к прикладной этике (продолжение)
- Этика деловых отношений.
- Регулирование деловой этики в организации. Основные проблемы деловых отношений на микроуровне.
- Морально – психологический климат в коллективе.
- Этика делового общения в организации.
- Понятие делового общения
- Классификация общения.
- По форме протекания:
- По способу контакта партнеров
- По уровню регламентированности общения
- Структура общения
- Коммуникативной