logo
ЭДО лекции

Этика деловых отношений.

Отношения – философская категория, характеризующая взаимозависимость элементов определённой системы.

Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными группами и отдельными людьми, как членами тех или иных социальных групп и общностей.

Деловые отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами и отдельными людьми в процессе совместной трудовой или профессиональной деятельности.

Этика деловых отношений – совокупность принципов, норм и представлений, которые регулируют поведение и отношения людей в процессе их совместной деятельности, включая:

  1. Этическую оценку внутренней и внешней политики организаций.

  2. Моральные принципы членов организации (профессиональная мораль)

  3. Моральный климат организации

  4. Образцы морального поведения

  5. Нормы делового этикета как ритуализированные формы поведения

Цели и задачи эдо:

  1. Оценить нравственный смысл деятельности, вытекающий из миссии конкретной организации.

  2. Определить уровень нравстввенного сознания и культуры поведения сторон деловых отношений и персонала организации

  3. Выявить состояние морально-псиологического климата коллектива

  4. Выработать конкретные предложения, касающиеся :

Существующие концепции деловой этики.

В основе – категорический императив Канта

Этика справедливости опирается на концепцию соц. справедливости Д.Роуза

07.03.12

Деятельность организации на макроуровне.

В современных услових этические проблемы возникают в следующих областтях

  1. Отношения организации с другими организациями (отношения с партнёрами и конкурентами)

  2. Отношения с государством

  3. Отношения организации с обществом

  4. Отношения между организациями и организациями - потребителями

Субъекты деловых отношений оказываются перед следующими моральными дилеммами:

Варианты неэтичного поведения организации:

Социальная ответственность организации

За: Бизнес располагает необходимыми для социальных нужд финансовыми и человеческими ресурсами.

  1. Предприятие – член общества, поэтому его поведением должны управлять нормы морали

  2. Социально – ответственное поведение организации поддерживает законность и упорядоченность в обществе

  3. Общество ожидает и нуждается в участии предприятий в решении социальных проблем

  4. Социальные действия, направленные на улучшение жизни местного сообщества выгодны организации, поскольку а) формируют привлекательный образ организации б) в благополучном с социальной точки зрения обществе создаются благоприятные долгострочные перспективы ведения бизнеса

Против:

  1. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли

  2. Средства, направляемы на социальные нужды являются для предприятия издержками, которые в конечном итоге ложатся на плечи потребителей

  3. Нужна система прямой отчетности организации перед обществом так как рыночная система плохо контролирует социальную вовлеченность организаций

  4. Персонал организации недостаточно подготовлен в области социальных проблем, этим должны заниматься работники соответствующих госучереждений и благотворительных организаций

Этические кодексы.

Этические нормы – ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

Современная этика деловых отношений по мнению многих учёных должна базироваться на 3х важнейших положениях:

Создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс. Прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения общественно важных целей. Приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире должен оотдаваться интересам межличностных отношений , а не производству продукции

Современные этические принципы делового поведения сформулированы в работе американского социолога Л.Хослера.

Этические принципы делового поведения актуализируются в этических кодексах

Кодекс профессиональной этики адвокатов

Кодекс профессиональной этики сотрудников органов Внутренних дел 2008 год

Тип этических кодексов:

Примеры:

1912 год «Семь принципов ведения дел в России»

1924 «принципы ведения бизнеса» (комитет по этике бизнеса при торговой палате США)

1994 декларация Ко(это город) «принципы бизнеса»

1997 национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «12 принципов ведения дел в России»

21.03.12

Этика деятельности организации на микроуровне.

  1. Регулирование деловой этики в организации. Основные проблемы деловых отношений на микроуровне.

  2. Отношения между руководителями и подчиненными

  3. Отношения между сотрудниками одного уровня

  4. Морально-психологический климат коллектива