logo
Лекция 27 Деловое общение

Прием "зеркало отношения".

В народе говорят, что лицо - это "зеркало души". Психологи считают, что лицо - это "зеркало отношения". Все изменения на лице вплоть до появления самой мельчайшей складочки или черточки соответствуют какому-то определенному эмоциональному моменту, а тот, в свою очередь, полностью зависим от психодинамики отношений, которые складываются между субъектами общения.

В нашем варианте основные закономерности общения будут выглядеть следующим образом:

- все душевные порывы во время общения тесно связаны с движениями "телесными";

- воплощенные в мимике, они представляют собой ни что иное, как побуждение, присущее встречаемому чувству;

- любые мимические оттенки на лице преследуют вполне определенную цель: в них проявляется эмоциональное отношение к говорящему;

- появляясь и исчезая, наши чувства, воплощенные в мимике, направляются бессознательно.

Люди очень редко контролируют и регулируют "изображение" на своем "зеркале отношения". Следовательно, то, что изображено на их "зеркале отношения", чаще соответствует действительному их отношению, чем не соответствует.

Поэтому задачей делового человека является превращение бессознательной мимической реакции, возникающей во время общения, в сознательную. Воздействуйте на себя, на свои эмоции, на своё лицо и таким образом, с помощью чисто визуальных средств, добивайтесь формирования аттракции у партнера и подчиненного.

Доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка притягивают к вам людей.

Составляющие психологического механизма приема "ЗЕРКАЛО ОТНОШЕНИЯ":

1. Большинство людей искренне и по доброму улыбаются своим друзьям, а не врагам.

2. Если при общении с нами у человека, как правило, доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то скорее всего это сигнал :"Я - ваш друг".

3. Друг в прямом смысле этого слова - это единомышленник в каких-то значимых для нас вопросах, делах, или, по С.И.Ожегову, "сторонник", "защитник".

4. Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Друг - это тот человек, который повышает защищенность, т.е. удовлетворяет одну из важнейших потребностей.

5. Чувство удовлетворенности вызывает у человека положительные эмоции.

6. Человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции.

7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.

Эффект указанного механизма не зависит от того, желает или не желает наш партнер иметь эти положительные эмоции. Важно то, кто будет использовать этот прием.