15. Основные типы невербальных сигналов. Пространственные зоны
Рассмотрим основные подсистемы невербальных сигналов, научимся правильно их истолковывать и применять, чтобы сделать деловые коммуникации конструктивными.
Пространство и позиции за столом
■ Пространственные зоны. Каждый человек обладает определенным зональным пространством – невидимой оболочкой, которая окружает его тело. Размер зонального пространства легко изменяется под влиянием ситуации и роли человека в ней.
Различают четыре пространственные зоны:
интимную (15–46 см). В эту зону человек допускает только самых близких – детей, родителей, супругов, близких друзей и родственников, а также коллег, с которыми очень давно работает и всецело им доверяет;
личную (46 см–1,2 м). Такое расстояние обычно разделяет знакомых, равных по статусу коллег, с которыми человек работает долгое время. Оно же соблюдается на официальных приемах и дружеских вечеринках;
социальную (1,2–3,6 м). На данном расстоянии человек держится от незнакомых людей, новых служащих, коллег, которые старше по рангу;
общественную (больше 3,6 м). Эта зона удобна для обращения к большой группе людей, используется на совещаниях, лекциях, семинарах и т.п.
Чтобы деловое общение всегда было конструктивным, не нужно нарушать границы перечисленных пространственных зон. К примеру, вторжение в интимную зону человека во время деловых переговоров может восприняться им как агрессия, моральное давление, а то и панибратство.
Часты случаи, когда новые сотрудники первое время ощущают некую «прохладность» коллектива. На самом деле коллеги всего лишь держат новоиспеченного работника на дистанции, поскольку недостаточно знают. Но со временем при условии положительных эмоциональных контактов территориальное расстояние между коллегами сокращается, переходя в личную или интимную зоны.
■ Позиции за столом. Положение беседующих за столом влияет на характер беседы. Кроме того, если в кабинете находится большой стол с несколькими свободными стульями, каждый из нас может сам регулировать исход беседы.
Выражение лица и мимика
Выражение лица – это важнейший источник информации о собеседнике и о его чувствах. Мимика отражает эмоциональные реакции человека на происходящее и служит средством регуляции общения.
■ Улыбка.Наиболее частое проявление мимики – улыбку – ошибочно считают стопроцентным показателем симпатии. Улыбка может служить лишь признаком того, что партнеру от вас что-то нужно и он таким образом пытается понравиться.
Важно заметить, что отсутствие улыбки отнюдь не является показателем антипатии – возможно, ваш собеседник скрывает свои эмоции или просто сам по себе неулыбчивый человек.
■ Смех.Еще одним показателем симпатии считается смех. Естественный, чистый смех – это всегда открытость и искренность. Если человек смеется в вашем присутствии, то это означает, что ему свободно и легко, он может вам доверять. Недаром говорят, что умеренная доля юмора в переговорах никогда не помешает. Остроумная шутка легко снимает напряжение, помогает ненадолго отвлечься, сблизить смеющихся, помочь им открыться, а то и завоевать расположение аудитории.
■ Сдвинутые брови можно классифицировать как реакцию неодобрения или потерю собеседником нити разговора. Чтобы помочь собеседнику, следует задать вопросы наподобие: «А каково ваше мнение на этот счет?» или «Я понятно излагаю мысль?»
■ Сжатые челюсти свидетельствуют об уверенности и твердости, а зачастую и об агрессивном настрое.
■ Открытый рот.Восторг, удивление или страх могут заставить собеседника открыть рот, словно эмоциям не хватает места.
■ Напряженные ноздри и опущенные уголкигубсвидетельствуют о неодобрении, словно человеку тяжело находиться рядом с вами и дышать одним воздухом.
■ Глаза.Контакт глаз является прямым, непосредственным общением в чистом виде.
Пристальный взгляд при общении ни к чему хорошему не приведет, но и постоянно отвлекаться, переводить взгляд на другие объекты тоже не стоит. Человек может подумать, что вам не до него, что вы совсем не расположены к нему или чувствуете себя дискомфортно. Идеальным визуальным контактом можно назвать внимательный взгляд, время от времени переводимый на другие объекты. Кроме того, для успешного общения соотношение плоскостей должно быть таково, чтобы глаза находились на одном уровне.
- 5. Принцип эксперта(авторитета) как средство влияния
- 6. Принцип дифицита как средство влияния
- 7. Принципы написания сопроводительного письма
- 9) Принципы составления документа cv (резюме)
- 10) Принципы написания продающего письма
- Как написать продающее письмо?
- Заголовок
- Установление личного контакта
- Каждому человеку приятно в письме видеть свое имя
- Не увлекайтесь техническими характеристиками!
- Пробуйте свои силы в копирайтинге
- Продающее письмо должно легко читаться
- Письмо - не диссертация!
- Много и по делу
- Принцип "замыленных глаз"
- Придайте человеку импульс
- 11) Достоинства и недостатки письменных коммуникаций в сравнении с устными коммуникациями
- 12) Принципы переговоров по гарвардской школе
- В чем суть этого метода?
- 13. Слабые стороны Гарвардской школы переговоров
- 14. Базовые принципы школы жестких переговоров
- 15. Основные типы невербальных сигналов. Пространственные зоны
- 16. Основные невербальные сигналы позы и жесты
- 17. Невербальные коммуникации, принцип конгруэнтности в оценки невербальных сигналов
- 18. Принципы построения линии аргументации
- 28. Правила организации совещаний
- 29. Правила проведения мозгового штурма
- 30. Необходимые роли участников совещания, структура протокола
- 31. Основные ошибки в процедуре организации совещаний
- 32. Переговоры: позиции, интересы потребности