logo search
Русский язык Культура речи Риторика Стилистика

9 Текст – основная единица ораторской речи

Текст – «законченное речевое произведение, состоящее не менее чем из двух самостоятельных предложений, образованное по законам данного языка, обладающее автономным смыслом» [9, с. 111]. Особенности текста: целостность, связность (смысловая и грамматическая), коммуникативная завершенность. Средствами выражения тематической целостности являются опорные слова (лексические и смысловые повторы), связь заголовка текста с темой, содержанием и концовкой, стилистическое единство.

Целостность текста обеспечивается взаимосвязью авторской установки с основной мыслью текста и языковыми средствами выражения. Структура текста характеризуется грамматическими связями внутри высказывания. Смысловая связность организуется единством темы. На лексическом уровне средствами связи текста являются однотематическая лексика, синонимы, антонимы, однокоренные слова, лексические повторы. На грамматическом уровне – местоименно-наречная замена, формы вида и времени, вводные конструкции, присоединительные, вопросительные предложения, союзы, частицы, междометия. На уровне абзацев – параллельная, последовательная связь.

По функционально-смысловому назначению различают текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

По функциям языка и с учетом экстралингвистических условий функционирования текстов выделяются стили: разговорный, книжный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный.

Упражнения и задания

1 Составьте высказывание-текст на тему «Приходите к нам учиться», используя коммуникативные цели: информировать, воодушевить, убедить, развлечь, призвать к действию.

Структура построения устной речи:

а) Вступление (назвать тему, цель, задачи; обосновать выбор темы, ее актуальность, практическое применение, заинтересовать изложением необычных / парадоксальных ситуаций или фактов из практики, наблюдения);

б) Основная часть (в последовательной форме изложить и разъяснить выдвинутые положения, доказать их правильность примерами, фактами);

в) Заключение (обобщить изложенное, выделить главную мысль, сделать выводы).

Приемы привлечения внимания: обращение, риторический вопрос, вопросы к аудитории, апелляция к речи предыдущего оратора, к известным источникам по данной теме, к интересам слушателей, уместные отступления в форме юмористического рассказа из практики или жизни.

2 Прочитайте данный текст, назовите его основные признаки и лексико-грамматические средства связи.

Человек нашел слова для того, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных идей и понятий.

Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь! (С. Маршак)