Введение
Культура речи, риторика и стилистика – это основа создания правильной, эффективной и выразительной речи, обеспечивающей благоприятное общение в разных сферах профессиональной деятельности. Сегодня молодой специалист попадает в атмосферу повседневной и деловой коммуникации, в которой немаловажную роль играют этика и искусство общения с людьми, умение ясно, уверенно и убедительно вести беседу или выступать перед аудиторией.
Как соотносятся понятия «культура речи», «риторика» и «стилистика»? Обратимся к традиционным определениям, данным в словаре методических терминов [1].
«Культура речи. Владение нормами устного и письменного литературного языка (правила произношения, словоупотребления, грамматики и стилистики)» [1, с.128]. «Риторика (от греч. rhetorike). Наука об искусстве речи, о красноречии, об ораторском искусстве; связана с поэтикой, обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила речевого поведения, пути оптимизации речевого общения» [1, с. 305]. «Стилистика. Раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования средств языка в процессе коммуникации» [1, с. 340]. Как видно, культура речи, риторика и стилистика являются смежными отраслями и эти дисциплины можно рассматривать во взаимосвязи, так как они учат нормам и правилам общения, логически и выразительно излагать и развивать мысль, пользоваться речевой активностью в практической деятельности. Это многоаспектный материал, требующий систематизации содержания для обучения русскому языку как средству общения. Применительно к дисциплине «Русский язык» для студентов факультетов с неязыковыми специальностями или с казахским языком обучения эффективно использование функционально-коммуникативного подхода к обучению русскому языку. Это реальная и объективная необходимость, продиктованная закономерностями обучения второму средству социального и профессионального общения.
Данные учебно-методические указания направлены на формирование профессионально ориентированных коммуникативных умений будущего специалиста и являются дополнительным материалом для самостоятельного изучения русского языка в группах с государственным (казахским) языком обучения. В работе предусмотрен теоретический материал, необходимый для ознакомления студентов с основами культуры речи, риторики и стилистики на русском языке. Для формирования языковой, речевой и коммуникативной практики разработана система упражнений и заданий, в которой лексико-грамматические явления рассматриваются как средства реализации рече-коммуникативных функций и задач.
Цель учебно-методических указаний – способствовать формированию коммуникативных, этических и нормативных умений и навыков культуры речи; риторической и стилистической компетентности в области профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- дать общее представление о культуре речи, риторике и стилистике как дисциплинах, обучающих точности, краткости, правильности, ясности, логичности, яркости изложения мысли в разных ситуациях общения;
- познакомить с особенностями экстралингвистических условий делового и повседневного, межличностного и публичного общения;
- познакомить со спецификой речевого взаимодействия говорящего и слушателя: социальная роль, личные качества, характер взаимоотношений и др.;
- помочь в овладении практическими умениями и навыками в области искусного выражения мысли посредством стилистического анализа и правки текста, наблюдения, эксперимента и др. стилистических приемов;
- формировать потребность в осознанном отборе языковых средств в ходе общения, умении вести диалог, строить монологическую речь.
Содержание учебно-методических указаний предусматривает знакомство студентов с необходимыми видами общения, стилями и жанрами текста, с экстралингвистическими условиями и лингвистическими средствами формирования и создания высказываний разных стилей; обучение умению слушать, говорить по существу, логично, обоснованно, убедительно, доказательно, вести спор, диалог с различными категориями собеседников.
Структура учебно-методических указаний. Структура пособия «Русский язык: Культура речи. Риторика. Стилистика» состоит из теоретического материала и практических занятий по усвоению изученного. Основной теоретический материал посвящен вопросам стратегии и тактических шагов делового и повседневного профессионального общения с позиции теории культуры речи, риторики и стилистики. Особое внимание обращается на изучение функциональных стилей речи и их использование в построении текста, на овладение риторическими приемами и стилистическими единицами оформления высказываний разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей. В качестве иллюстративного материала представлены высказывания-тексты и анализ их языковых явлений. Практические занятия предполагают закрепление полученных знаний путем выполнения упражнений и заданий, разработанных на основе функционально-коммуникативной технологии обучения языку. Итоговыми мероприятиями могут стать различные деловые и интеллектуальные игры: выступления, беседы, диалог, спор, дискуссия, «Круглый стол», дебаты и др.
Настоящие учебно-методические указания адресованы студентам неязыковых специальностей с нерусским языком обучения, а также учащимся специализированных школ, гимназий и колледжей и могут быть определены как пособие хрестоматийного плана.
- Составители к. Н. Булатбаева, ж. Ж. Капенова
- Введение
- 1 Понятия «культура речи», «риторика» и «стилистика»
- 2 История развития культуры речи, стилистики и риторики
- Общение. Функции и виды общения
- 4 Деловое общение, деловой этикет. Виды делового общения
- 5 Роды и виды ораторского искусства
- 6 Лексико-фразеологические средства разговорной и книжной речи. Стилистическая окраска слов и фразеологизмов
- 7 Тропы и фигуры речи
- 8 Синтаксический строй ораторской речи
- 9 Текст – основная единица ораторской речи
- 10 Функциональные стили речи. Экстралингвистические и лингвистические признаки
- 11 Особенности разговорной речи как формы повседневного общения
- 12 Специфика делового общения, деловой этикет, основные правила успешности коммуникативной деятельности
- 13 Функции и современные виды деловых документов на русском языке
- Жанры научного текста
- 15 Художественно-публицистические произведения и жанры
- 16 Деловая риторика, индивидуальный стиль (имидж) коммуникативной деятельности
- 17 Подготовка ораторской речи
- Литература
- Содержание