13 Функции и современные виды деловых документов на русском языке
Развитие бизнеса и предпринимательской деятельности в последнее десятилетие изменило форму и содержание делового общения, в том числе и делового письма. Появились новые виды документов, связанные с новыми ситуациями делового общения. Таковыми являются служебно-деловые, рекламно-деловые письма, контракт, резюме, рекомендация, презентация и др. Основными требованиями к структурному построению, смысловому наполнению, языковому оформлению документов остаются официальность и регламентированность, т. е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Общим для всех видов служебно-деловых документов является требование четкого соблюдения правил оформления в соответствии с действующими стандартами.
Основные функции документа:
- информативная, т. е. документ создается для сохранения информации;
- социальная, т. е. документ определяется потребностью общества и, следовательно, является социально значимым;
- коммуникативная, т. е. документ выступает в качестве средства обмена информацией между организациями, предприятиями, учреждениями или частными лицами;
- культурная, т. е. документ является закрепления и передачи культурных традиций.
Специальные функции документа – управленческая (инструмент управления – организационно-правовая, плановая, распорядительная, информационно-справочная, отчетная документация, документация по обеспечению кадрами, финансовая документация и др.), правовая (средство закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе), функция исторического источника (источник исторических сведений о развитии общества).
Виды деловой документации:
1) Организационно-распорядительные документы (приказ, инструкция, указание, решение, постановление, распоряжение);
2) Информационно-справочные и справочно-аналитические документы (справка, акт, докладная записка, сводка, обзор);
3) Служебно-деловые письма (гарантийное, информационное, сопроводительное, письмо-напоминание, письмо-подтверждение, письмо-приглашение, письмо-благодарность);
4) Коммерческая документация (письмо-запрос, письмо-предложение (оферта), контракт);
5) Реклама (резюме, презентация, письмо-рекомендация).
Упражнения и задания
1 Резюме – самореклама, которую должен уметь составлять каждый, кто ищет работу. Термин резюме употребляется в значении «краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную работу, должность» [12, с. 381].
Пользуясь памяткой «Что нужно знать при составлении резюме», данной в учебном пособии Введенской Л. А., Павловой Л. Г., Кашаевой Е. Ю. [12, с. 381-385], составьте резюме, т. е. представьте себя и свою биографию (выигрышно и в то же время объективно).
2 Подберите к словам «работа», «цена», «продукт», «система скидок», «сотрудничество» слова с оценочным значением. Составьте рекламный проспект (по специальности).
3 Постройте правильно сочетания, учитывая лексическую и стилистическую сочетаемость слов в деловом стиле.
Приказ – получается, издается, составляется; контроль – осуществляется, возлагается, строится; цена – налаживается, определяется, устанавливается; рекламация (претензия) – требуется, предъявляется, устраивается; счет – выставляется, оплачивается, совершенствуется; кредит – выделяется, получается, выплачивается; цены – низкие, высокие, оплачиваемые; скидки – бешеные, ошеломляющие, значительные; сотрудничество – взаимовыгодное, плодотворное, успешное; рентабельность – высокая, низкая, выполнимая.
- Составители к. Н. Булатбаева, ж. Ж. Капенова
- Введение
- 1 Понятия «культура речи», «риторика» и «стилистика»
- 2 История развития культуры речи, стилистики и риторики
- Общение. Функции и виды общения
- 4 Деловое общение, деловой этикет. Виды делового общения
- 5 Роды и виды ораторского искусства
- 6 Лексико-фразеологические средства разговорной и книжной речи. Стилистическая окраска слов и фразеологизмов
- 7 Тропы и фигуры речи
- 8 Синтаксический строй ораторской речи
- 9 Текст – основная единица ораторской речи
- 10 Функциональные стили речи. Экстралингвистические и лингвистические признаки
- 11 Особенности разговорной речи как формы повседневного общения
- 12 Специфика делового общения, деловой этикет, основные правила успешности коммуникативной деятельности
- 13 Функции и современные виды деловых документов на русском языке
- Жанры научного текста
- 15 Художественно-публицистические произведения и жанры
- 16 Деловая риторика, индивидуальный стиль (имидж) коммуникативной деятельности
- 17 Подготовка ораторской речи
- Литература
- Содержание