logo
Русский язык Культура речи Риторика Стилистика

2 История развития культуры речи, стилистики и риторики

Развитие речевой культуры связано с теорией и практикой ораторского искусства, которое зародилось в Древней Греции и Древнем Риме. В V веке до н. э. в Афинах большое значение имели три основных учреждения: народное собрание (экклесии), совет пятисот (булэ) и суд присяжных (гелизя). Народное собрание – это собрание афинских граждан через каждые 10 дней для обсуждения важных государственных дел. Юридически народное собрание обладало полной верховной властью: народное собрание принимало решение об избрании высших должностных лиц, об издании постановлений и т. д. Текущие вопросы рассматривались советом пятисот (по 50 человек из 10 районов, находившихся на территории полиса), члены которого избирались по жребию. Законодательной деятельностью и судебными делами занимался суд присяжных, который был довольно многочисленным – 6 тысяч присяжных заседателей. Это исключало возможность подкупа судей. На суде не было специальных государственных обвинителей и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.

При таком демократическом строе в Афинах гражданам приходилось принимать активное участие в делах полиса. Для успешного ведения дела или удачного выступления в народном собрании необходимо было владеть умениями хорошо и убедительно говорить, отстаивать личную позицию, доказывать, опровергать мнение оппонента – владеть ораторским искусством. Известны крупные политические деятели и замечательные ораторы Древней Греции Перикл (правил Афинами в течение 15 лет), Демосфен (произносил речи, в которых звучал призыв граждан прекратить раздоры и объединиться против главного врага Афин Македонии); Древнего Рима Марк Катон Старший, (государственный деятель Рима III–II веков до н. э.), Тиберий и Гай Гракхи (сторонники проведения аграрной реформы), Марк Антоний (римский политический деятель и полководец). Самым крупным политическим деятелем был Марк Туллий Цицерон, которому принадлежат слова: «Есть два искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора».

Ораторское искусство подразделялось на различные роды и виды: социально-политическое (публичные выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры), военное (речи, произносимые полководцами), судебное (речи участников судебного процесса), академическое (лекции, научные доклады), социально-бытовое (приветственные, праздничные, юбилейные, застольные и т. п.), духовное (проповеди) красноречия.

В России теорию ораторского искусства на материале отечественной словесности развил М. В. Ломоносов. Известны филологические труды М. В. Ломоносова «Риторика» («Краткое руководство к красноречию») (1748), «Российская грамматика» (1757). Велика заслуга М. В. Ломоносова в области создания научной терминологии. Вот некоторые из терминов, введенных Ломоносовым в научный оборот: законы движения, магнитная стрелка, земная ось, негашеная известь, преломление лучей, равновесие тел, воздушный насос и др. Итоговое произведение М. В. Ломоносова – трактат «О пользе книг церковных в Российском языке» (1757). Ученый разделил все слова русского языка на три «рода речений»:

- общеупотребительные (слава, рука, ныне, почитаю);

- малоупотребительные славянские слова, понятные «всем грамотным людям» (отверзаю, Господень, взываю);

- исконно русские слова, которых «нет в остатках словенского языка, то есть в церковных книгах» (говорю, ручей, который, пока, лишь).

На основе такого соотношения Ломоносовым определены «три штиля»: высокий, средний, низкий. За каждым из них закрепляются жанры. Так, высокий стиль состоит из речений первого и второго родов, которым должны писаться «героические поэмы», «оды». В среднем стиле могут употребляться славянизмы и «низкие слова». Однако в этом стиле необходимо следить за тем, чтобы «речение словенское» не оказалось «подле российского простонародного». Средним стилем Ломоносов предлагал писать все театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, а прозе исторические и научные произведения. Низкий стиль состоит из речений третьего рода совместно с речениями среднего рода. Низким стилем следует писать «комедии, увеселительные эпиграммы, песни, в прозе дружеские письма, описания обыкновенных дел». М. В. Ломоносов установил стилистические нормы, необходимые для его времени.

Развитие культуры речи в России связано с исследованиями по установлению норм русского литературного языка. В XX в. основателем сектора культуры русской речи в Институте русского языка АН СССР стал профессор С. И. Ожегов. Результаты его исследований отражены в «Словаре русского языка» [4]. Не ограничиваясь рамками определения правильности / неправильности употребления средств языка, ученые рассматривали культуру речи в коммуникативном и этическом аспектах. Коммуникативный аспект связан с выбором средств, необходимых в определенных условиях общения. Известный филолог, специалист в области культуры речи Г. О. Винокур писал: «Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества». Теоретические основы русского речевого этикета освещены в работах В. Г. Костомарова [5], А. А. Акишиной, Н. И. Формановской [6]. В Казахстане речевой этикет в условиях казахско-русского двуязычия рассматривается в работе К. Н. Булатбаевой «Речевой этикет в системе обучения русскому языку в казахской школе» [7]. Это сравнительно молодое направление, которое требует дальнейшего развития.

Слово «стилистика» используется в науке в XVIII-XIX в. в. Однако как отдельная научная дисциплина стилистика формируется примерно с 20-30-х г.г. XX в. Активное развитие одного из направлений стилистики, называемого «функциональная стилистика», происходит лишь с середины 50-х г.г. Стилистика и сама сущность стиля связаны с проблемой употребления языковых средств и их функционирования в разных условиях общения. Стилистическая система языка разнообразна и сложна. В ее структуре выделяют нейтральные, разговорные, книжные средства. Предмет стилистики составляют выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы – фонетического, лексико-фразеологического, словообразовательного, морфологического, синтаксического; стилистические значения и окраски нейтральных средств; особая организация речи в зависимости от сферы, обстановки и ситуации общения. Владение стилистикой языка, стилем речи, культурой и стилем общения означает проявлять творчество и индивидуальность.

Большой вклад в разработку вопросов стилистики внесли российские ученые И. А. Бодуэн де Куртене, Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, а также представители «Пражской лингвистической школы». Сегодня стилистика рассматривается и как система языковых средств, и как функционирующая система: с точки зрения социальной природы и коммуникативных свойств языка.

Таким образом, история риторики, культуры речи и стилистики свидетельствует о том, что эти дисциплины имеют непосредственное отношение к проблеме изучения социальной природы языка, закономерностей функционирования средств в различных условиях общения. Изучение этих вопросов может способствовать развитию и совершенствованию языкового образования.

Упражнения и задания

1 Прочитайте высказывания известных ораторов, определите основную мысль и прокомментируйте их. «Самая прочная, верная и прекраснейшая дружба – это взаимная любовь людей достойных, в основе которой, естественно, лежат добродетель и благо. Добродетель, на которую опирается такая дружба, неизменна, так что неизменна и сама дружба. Выгода же никогда не остается неизменной, поэтому дружба, ищущая выгоды, непрочна и меняется в зависимости от выгоды» (Аристотель). «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении» (Марк Туллий Цицерон). «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово» (М. Ломоносов).

2 Прочитайте поэму Гомера «Илиада». Объясните свою точку зрения, ответив на вопрос: «Какие отрывки понравились и почему»?

3 Пользуясь словарем, объясните значение слов «оратор», «ораторский», «оратория», «ораторская проза». Назовите особенности современной ораторской прозы на примере анализа кратких выступлений (спич, презентация организации (книги, альбома и т. п.), публичная защита научного проекта (сообщения, доклада), резюме и др.).

4 Подготовьте реферат на одну из тем: «Связь риторики, культуры речи и стилистики», «Развитие риторики как науки», «Становление и развитие дисциплины «Культура речи», «Стилистика и проблемы общения».